ОПИСАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИХ
ДВИЖЕНИЙ И ПАРТИЙ
Политика — борьба с целью занять положение, связанное с принятием решений, выбрать альтернативные политические цели или изменить существенные принципы системы.
Моrtоп Кар1ап
Партия — это группа людей, которые намереваются способствовать собственному благу, руководствуясь некими принципами, которые все они разделяют. Партия-—-это группа, члены которой предполагают совместно действовать в конкурентной борьбе за власть.
]оsерh. А. Schumpeter
В этой работе я исхожу из того, что политика, партии, политические явления являются едиными элементами целостной системы. В этой системе все политические взгляды, как бы враж-
дебны они друг другу ни были, сосуществуют одновременно. Если в силу обстоятельств какие-либо политические движения исчезают, кажется, безвозвратно, то через очень короткое время они способны появиться вновь. Объясняется это, очевидно, тем, что разнообразие политики не создается по воле человека, а приходит как необходимость, как нечто естественное во всем своем многообразии и кажущейся противоречивости.
|
|
В науке предпринимались попытки объединить в единую систему все многочисленные точки зрения выдающихся мыслителей на политику и партии. Одна из таких попыток принадлежит Roger D. Masters и опубликована под названием «Human nature, and political thought» в книге «Human nature in politic» (156. С. 169—110).
R. Masters пишет, что обычно политическую мысль представляют как исторический ряд от Платона до наших дней и рассматривают отдельного философа или школу как нечто уникальное. По его мнению, в большинстве случаев мы поддаемся искушению увидеть историческую тенденцию в идеях нашего времени, не придавая значения структуре, лежащей в основе всей политической теории. Причем имеется относительно небольшое число подходов к изучению политической жизни. Анализ этих подходов позволил Р. Мастерсу выдвинуть предположение о том, что вся политическая теория может быть выстроена вдоль двух фундаментальных измерений. Рассматривая полярные варианты этих измерений, можно построить четырехпольную таблицу, где каждая клетка показывает экстремум в пространстве политической мысли (табл. 1.4).
Первое измерение касается отношений между человеком и обществом. Один полюс представлен точкой зрения, согласно которой человек по природе асоциален, даже антисоциален. В этом случае политика рассматривается как конвенциальное или
Таблица 1.4. Четыре экстремума в пространстве политической мысли
(Roger D. Masters)
Отношения между человеческой природой и обществом
|
|
Человек от природы асоциален («пессимистический» взгляд на природу человека) | Человек от природы социален («оптимистический взгляд на природу человека) | ||
Отношения между деятельностью человека и природой | Знание допускает понимание природы | АНТИФОН СОФИСТ | АРИСТОТЕЛЬ |
Знание допускает контроль над природой | ГОББС | МАРКС |
привычное ограничение естественных потребностей или страстей, присущих человеческой природе. Тогда политические институты являются созданием человека, а стандарты справедливости зависят от времени и места. Наиболее яркими представителями этой точки зрения Р. Мастере считает Антифона и Гоббса. На втором полюсе этого измерения — утверждение о социальной природе человека, о том, что политическая жизнь возникает естественно из потребностей и исторического развития биологического вида homo sapiens. Следовательно, политические институты присущи самой человеческой природе. Наиболее сильно эта точка зрения представлена в работах Аристотеля и К. Маркса.
Второе измерение касается роли научного знания и степени способности человека создавать социальный порядок. На одном полюсе этого измерения точка зрения, характерная для античности: наука ограничивается пониманием природы, и человек не может свободно контролировать природную неизбежность. Улучшение власти возможно только при условии, что не меняются фундаментальные условия в тех природных ограничениях, с которыми сталкивается человечество. Р. Мастере относит к наиболее последовательным сторонникам этой точки зрения Антифона и Аристотеля. На другом полюсе — современная позиция, согласно которой человек может контролировать природу и управлять ею. Наука, технология, промышленность преодолевают природную ограниченность человека и увеличивают природные богатства. Это решает вечный конфликт между богатством и бедностью. Такой взгляд на науку допускает создание политики, которая преодолевает человеческие и исторические ограничения, наложенные на свободу человека и его благополучие. К этому взгляду наиболее всего тяготеют, по мнению Р. Мастерса, Гоббс и К. Маркс. Главные направления политической мысли Запада могут быть размещены в четырехпольной таблице, где каждое поле представлено Антифоном, Аристотелем, Гоббсом и Марксом.
Далее Р. Мастере преобразовывает таблицу в векторную диаграмму, в которой четыре экстремума философских позиций представлены в виде крайних точек на плане, символизирующем «поле» политической теории. Другие философские позиции при таком подходе могут быть рассмотрены в качестве различных степеней выраженности двух базовых измерений. Дополненная стрелками, отражающими историческое влияние, эта схема иллюстрирует главные тенденции западной политической мысли. Мастере считает, что мысли Аристотеля могут быть рассмотрены как развивающиеся из предпосылок Антифона. При этом полная разработка этой тенденции представлена идеями Сократа и Платона. В позиции Гоббса можно увидеть объединение точек зрения Аристотеля и Антифона, тогда как Маркс представляет развитие традиции, берущей начало во взглядах Гобб-
са, скомбинированной с предположениями, высказанными Аристотелем (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Векторная диаграмма, представляющая четыре экстремума философских позиций на «поле» политической теории.
Таким образом, этот рисунок позволяет представить, как соотносятся точки зрения четырех выдающихся теоретиков, а также расположением промежуточных позиций, представленных другими знаменитыми авторами политических концепций.
Р. Роджерс предполагает, что если позиции западных политических мыслителей могут быть охарактеризованы с помощью небольшого числа измерений, то базовая структура поля политической теории может не только объяснить главные тенденции в ее истории, но и соединить в единую систему точки зрения отдельных теоретиков, накопленные за много веков. Не отрицая, конечно, что каждый философ в значительной мере является продуктом своего века и политических обстоятельств, этот подход может раскрыть базовые элементы, комбинацией которых или трансформацией которых и являются все теоретические системы (97, 129, 192, 203).
|
|