Поддержка изменений в правовом регулировании общества достигается депутатами не только за счет внешне весьма эффектных приемов полемики. Описанные Бентамом парламентские процедуры — только условия для интуитивных или тщательно обдуманных политических действий, не предусмотренных регламентными документами. Депутаты — представители общественно-политических партий и движений стремятся к психологическим целям и применяют психологические средст-
ва, не предусмотренные парламентской процедурой. В известной мне литературе нет сведений о преднамеренности или непреднамеренности того, что происходит с обществом в итоге политической борьбы в парламенте.
Существо парламентской проблемы заключается в том, что народ любого государства можно представить в виде монолита, скрепленного системой действующей власти. Этот «монолит» консервативен и отторгает попытки изменить упорядоченный образ жизни, даже если он кому-то кажется ведущим в тупик, оценивается кем-то как неприемлемый. Депутатам — энтузиастам новой политической и правовой концепции необ-
«Трещины» спонтанного «расщепления» общества, вызываемого маргиналами (реакция отверженных, вытесненных, людей противоправного поведения, подвергаемых остракизму, неприспособленных, несогласных с организацией общества),
а) Первый вариант: «расщепле-
ние» общества по маргиналь-
ности.
Правильное «расщепление» общества по организованным сечениям ментальности (ось У) (национальные, территориальные, расовые, родовые, возрастные, половые, культурные, образовательные),
б) Второй вариант: «расщепле-
ние» общества по ментальности.
Теоретическое «расщепление» общества по сечениям партийности (ось X)
(религиозные, философские, концептуальные, нравственные, правовые, корпоративные),
в) Третий вариант: «расщепление»
общества по партийности.
Естественное «расщепление» общества по слоям конкуренции (ось 2)
(способности, эффектность, возможности, состояние, успешность, эффективность, активность, предприимчивость),
г) Четвертый вариант: «расщепле-
ние» общества по конкуренции
Рис. 2.3. Схема возможных вариантов «расщепления» общества в процессе формирования и работы парламента для организации и поддержки законодательных преобразований.
ходимо достаточное количество сторонников, которых изначально нет или очень мало. Новый закон должен непременно опираться на определенную социальную базу в виде достаточного количества людей. Этих людей необходимо в ходе политической борьбы «отщепить» от монолита, используя их психологические особенности. Хотя политики избегают писать об этом прямо, исследование их работы показывает, что такие «расщепления» электората, следящего за парламентской полемикой,— обычное дело в их практике. Обыкновенно остаются следы четырех вариантов расщепления (см. рис. 2.3).
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ
В каждый момент времени общество объединяет соответствующая этому времени концепция смысла жизни, устройства мира и государства. Эта концепция может ослабевать или усиливаться, быть совершенной или примитивной, но она так или иначе реализуется на всех уровнях системы жизнеобеспечения. Ее разделяет и исповедует большинство граждан с разной степенью убежденности и силы. Для большинства из них действующие законы — это их законы. По этим законам они построили свою жизнь и достигли некоторых успехов. Эти законы невольно стали законами их поведения, быта. Если старые законы исчезнут — вместе с ними исчезает все, ради чего создали самих себя и свое окружение большинство людей. Они гордились исполнением этих законов и не намерены соглашаться с их отменой, потому что это отмена «их самих».
Даже таким выдающимся философам, как Монтень, Руссо, Вольтер—духовным наставникам Французской революции, не приходило в голову заменить монархию на республику. Монтескье в «Духе законов» (1748 г.) писал, что законы обходятся более опасным образом, когда они нарушаются государем, который, будучи первым гражданином государства, наиболее заинтересован в сохранении его. Вольтер утверждал в 1752 г., что республика не основана на добродетели; она основана на честолюбии окружающих, на гордости, подавляющей гордость, на желании господствовать, не терпящем господства другого. Отсюда появляются законы, поддерживающие равенство, насколько это возможно; это общество, в котором гости с равным аппетитом едят за одним столом, пока не приходит прожорливый и сильный человек, захватывающий все для себя и оставляющий им только крошки. Руссо же говорил, что богатый держит закон в своем кошельке, а бедняк больше любит хлеб, чем свободу. Таких высказываний много. Готовности к столь радикальным переменам, которые произошли в законодательстве Франции после созыва Генеральных Штатов, не было даже у ученых с огромным кругозором.
Во Франции, как и в любом государстве, было какое-то ко-
личество людей, находящихся в конфликте с общепринятыми нормами, отвергаемых обществом. Для них характерны критика власти, невыполнение ее предписаний. Они чужие в собственном государстве 'И родной культуре. В современной терминологии людей, оказавшихся вне национальных традиций и социокультурных норм, стали называть маргиналами (56). К ним относили людей, вытесненных из общества из-за их отталкивающей внешности или отвратительного поведения. Кроме них к маргиналам относятся и склонные к ереси, не согласные с имеющимися государственными институтами, ищущие нетривиальных способов служения обществу в области искусства, науки. Маргиналы всегда оказываются наиболее благоприятной почвой для восприятия и осуществления новых идей. Им нечего терять в старых политических структурах, и они могут попытаться найти себя в новых концепциях, какими бы фантастическими они ни были и какими бы чрезвычайными методами они ни осуществлялись. Маргиналы охотно участвуют в самых невероятных мероприятиях, присутствуют в первых рядах всех мятежей, без колебаний берут на себя ответственность за исполнение самых жестоких действий. С них начинается отщепление первых сторонников переустройства государства. За ними вынужденно идет большинство, чтобы не потерять в новых условиях то, что было нажито в старых.
Примером может служить упразднение христианства во Франции, которое было опорой всей государственной системы. Парижская Коммуна 24 ноября 1793 г. по требованию Шоме-та приняла постановление «Принимая во внимание, что Парижский народ отказался признавать какой-либо культ, кроме культа Истины и Разума, Генеральный Совет постановляет: 1) что все церкви и храмы всевозможных вероисповеданий,, существующих в Париже, будут немедленно заперты...» и т. д. (55. С. 570). Депутат Мари-Жозеф Шенье предложил заменить католичество религией отечества: «Освободите сынов республики от ига теократии, еще тяготеющего над нами.... Свободные от предрассудков и достойные представлять собой французскую нацию, вы сумеете основать на развалинах свергнутых с трона суеверий единственную и универсальную религию, у которой нет тайн, единственный догмат которой — равенство, единственные проповедники которой — наши законы, а священнослужители — должностные лица...» (55. С. 569). Робеспьер очень активно занимался внедрением новой политико-религиозной системы — культа Верховного Существа как государственной религии. Обоснованием для него был взят «Общественный договор» Руссо, где тот писал, что «существует profession de foi, статьи которой должны быть установлены верховным повелителем не как религиозные догматы в точном смысле слова, а как основы общежития, без которых нельзя быть ни хорошим гражданином, ни верным поддан-
ным. Вы свободны не верить в эти догматы; но если вы не верите в них, вы будете изгнаны не как нечестивец, но как неспособный к общежитию» (55. С. 589).
Сам факт такого отношения к христианству в христианской стране, факт возможности внедрения новой небывалой религии — верный признак умело проведенного политического «расщепления» народа накануне формирования парламента.
Классическим примером такого рода является история противоборства в русском обществе славянофилов и западников. Противоборство между ними в России никогда не прекращалось, и трудно сказать, где оно началось. Оригинальнейший русский философ В. С. Соловьев писал, что история России обязана своим драматическим величием... «силе самоотречения русского народа» (39. С. 196). Так, раздираемые междоусобиями славянские племена не побоялись призвать чужую власть — варягов, благодаря чему совершилось объединение Руси в государство. Не найдя у себя истинной веры, они не побоялись принять византийское православие, и Россия стала твердыней православия, «Третьим Римом». Петр Великий не побоялся осознать невежество и отсталость своей страны, приобщив Московскую Русь к западной цивилизации, и Россия стала мировой державой, вступив в «петербургский» период своего существования (39. С. 196).
Приведенные формулировки еще не самые сильные в пользу позиции западников. Куда сильнее сформулировал свои размышления П. Я. Чаадаев в знаменитых «Философских письмах»: «Мы ничего не восприняли из преемственных идей рода человеческого», и далее: «В крови русских есть что-то враждебное истинному прогрессу»; «Мы — пробел в нравственном миропорядке»; «Если Господь Бог все же создал Россию, то как пример того, что не должно быть, — чтобы дать миру какой-то важный урок» (39. С. 69—70). После публикации своего первого «Философского письма» в «Телескопе» (1836 г. Т. 34. N15) П. Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а часть его писем не опубликована до сих пор. Чаадаев считал, что история человечества — необходимый процесс, осуществляемый провидением через посредство мнений и идей. Считается, что Чаадаев оказал влияние на многих выдающихся деятелей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Соловьева и др. Его упреки в адрес России за изоляционистскую политику православия, в противоположность католицизму, объединившему разные культуры, имели и практические последствия. М. А. Бакунин в 1863 г. с группой русских добровольцев принимает участие в польском восстании на стороне восставших.
Примеров пересмотра маргиналами политических достижений своих стран столько, сколько происходит политических переворотов, революций, реформ. Этого не происходит без них. Маргиналы способствуют «отщеплению» от общества отдельных
сомневающихся, потом критикующих, потом усваивающих новые идеи, потом их проповедующих и, наконец, их реализующих на практике. Через посредство маргиналов население принимает первые революционные представления, от которых еще вчера они открещивались, как от дьявола.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ АКТИВИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
В мире нет территорий с населением, однородным по национальному, культурному, религиозному, образовательному и другим признакам. В каждом коллективе, в каждом доме, в каждой семье формируется свой, непохожий на другие, стиль понимания, общения, поведения. Из-за этого человеку довольно трудно переместиться из одной социальной группы в другую даже в пределах одного города. Форма обращения, манера одеваться, реакция на смешное или печальное могут быть более или менее совместимыми и для него, и для группы, его принимающей. В студенческие годы мне приходилось все время работать по ночам, и было трудно привыкнуть к радикальным перемещениям из одного менталитета в другой в течение одних суток; днем — преподаватели университета со своими формой, содержанием, экспрессией поведения, вечером этого же дня — товарищи по заводской ночной смене с совершенно иными темами, интересами, суждениями, оценками и терминами. Для того чтобы вписаться в атмосферу норм общения «там» и «здесь», требовалось развитое искусство перевоплощения. Ответы на один и тот же вопрос «там» и «здесь» по содержанию, выражениям, проявлению эмоций были несовпадающими. Еще сложнее дело обстояло, когда работать приходилось в других республиках и т. д.
Менталитет означает нечто, плохо поддающееся унифицированному образованию, воспитанию и исследованию. Менталитет— это неконтролируемая дань национальной, бытовой, социальной среде. Из нее выносятся бессознательно, а отчасти и сознательно: модели поведения, жизненные установки, способ проявления настроений, эмоций, представления о правильном или неправильном. Менталитет устойчив, замаскирован, живуч, агрессивен и проявляется при первых признаках возможности для его проявления. На наших глазах в считанные недели в парламентах СССР, РСФСР и других республик самым естественным образом появились атрибуты национальной одежды, ритуал обращения и высказываний, логика пони-мания и доказательства своей правоты. Менталитет не терпит глубокомысленных философских обоснований. Он естествен и надежно сохраняется под одеждами образования и воспитания.
Для «отщепления» сторонников нового учения политики довольно часто используют менталитет: достаточно апеллиро-
вать к национальным чувствам или обратиться специально к бедным, к землякам. В истории достаточно примеров, когда монолитная, замешанная на высокоидейных соображениях, политическая сила рассыпалась в прах от призыва вспомнить об интересах своей нации или территории. Известны попытки опираться в борьбе на людей, лишенных менталитета. Корпус янычар в Османской империи целиком комплектовался из христианских мальчиков в возрасте, когда менталитет еще не сложился и его можно было целенаправленно формировать. Нарушив замкнутость корпуса янычар в XVI в., Турция сразу потеряла наиболее боеспособное воинское формирование. Но еще больше случаев использования менталитета для политических целей — расщепление населения с целью поиска политических сторонников.
Можно обнаружить другие примеры использования этого способа в политике. В августе 1792 г. принималось решение о присвоении звания французского гражданина всем чужеземным философам, защищавшим с мужеством дело свободы и хорошо послужившим человечеству. Депутат Анахарсис Клоотс утверждал, что верховная власть — это общий и солидарный патриотизм всех людей, входящих в состав единой нации. Он настаивал на том, что вечные принципы не измеряются меркой преходящих имен, эфемерных местных интересов... Универсальную республику французов ожидает более быстрый и счастливый успех, чем универсальную церковь христиан. Это была попытка преодолеть противодействие менталитета граждан инновациям революции. Менталитет становился предметом контроля и преследования, о чем извещались таким ненавязчивым образом жители Парижа.
В то же время декретом от 30 марта 1792 г. всякий француз или француженка старше 14 лет, покинувшие Францию после 1 июля 1789 г. и не вернувшиеся на родину в срок до 9 мая 1792 г., объявлялись эмигрантами. Этот закон объявлял всех эмигрантов навсегда изгнанными из Франции и наказывал смертью за его нарушение. Все без исключения эмигранты были осуждены на гражданскую смерть. Их имущество принадлежало государству. Законом приказывалось даже конфисковывать имущество отцов и матерей, дети которых были эмигрантами (55. С. 437).
Феномен расщепления проявлялся хотя бы в том, что в муниципалитетах составлялись особые списки на основании доносов двух лиц, в которые оказалось внесено множество людей, никуда не уезжавших. Причем система доносов была конституирована: были созданы специальные комитеты, куда любой гражданин мог сообщить о своих подозрениях относительно любого лица. Люди, которым раньше в голову не приходило, что они чем-то принципиально отличаются от других людей, внезапно обнаружили это отличие. И
не просто обнаружили, но ощутили непримиримую враждебность к тем, кто не такой, как они, — не эмигрант.
В истории политики много примеров подобного рода. Справедливости ради надо сказать, что в истории государства Российского их не меньше. А происхождение их — в использовании политического расщепления, предвосхищающего законодательное регулирование в парламенте. Без этого расщепления парламент теряет сторонников, а его законы оказываются никому не нужными.
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПАРТИЙНОСТИ
Каждый способ расщепления весьма специфичен и действует только при стечении многих обстоятельств. Обстоятельства могут возникать спонтанно, естественно, а могут долго подготавливаться политиками. В зависимости от задач опора на феномены маргинальности и ментальности может решать проблему, а может быть вредной. Тогда в практику вводятся искусственные феномены, создаваемые на базе интеллектуальных объяснительных конструкций причин пороков общества и методов их преодоления. Таким феноменом является партия. Каждая сторона объясняет партию удобным для себя образом. В. И. Ленин писал, например: «В обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражениеим политической борьбы классов является борьба партий» (41. С. 415). Уточняется, что партия есть часть класса, выражающая интересы класса, руководящая его борьбой. Другая сторона считает, что если определенная организация не обеспечивает кандидата поддержкой своих активистов, всей своей агитационной системой и финансовыми средствами, его шансы на избрание практически равны нулю. Партиям принадлежит коллективная монополия в сфере отбора политических руководителей. Все это обнаруживает тенденцию усиления власти профессиональных политических деятелей (56. С. 334). Так или иначе, но все предназначение партии состоит в задаче искусственного расщепления общества — на классы или другие группы, которые не называются, в задаче приобретения поддержки среди самой многочисленной из «отщепленных» групп.
Наиболее известны у нас примеры распространения партийности во Франции и в России в периоды первых революций. Противоборство монтаньяров и жирондистов дало классичеcкие образцы политической работы такого рода: подобно тому, как лишь автор знает истинную подоплеку своей пьесы, вкривь и вкось толкуемую критиками, так и тайну революции знают лишь ее инициаторы, предоставившие право обо-
зревателям, политологам, историкам придумывать ее интригу, сюжет и фабулу. Исследователи затрудняются в обнаружении принципиальных различий, приведших их к политической борьбе, закончившейся кровавой развязкой. Не в том же, действительно, дело, что жирондисты исповедовались перед казнью, а Дантон и Робеспьер от исповеди отказались! Интрига их полемики всегда привлекала интерес к революции и в прошлом веке, и сейчас. Их противостояние разожгло гражданскую войну, ускорившую полную и бескомпромиссную замену законодательства. Их дискуссии расщепляли общество по вопросам отношения к королю, к войне, федеративному или централизованному государственному устройству, Франции, праву собственности, свободе торговли, характеру подоходного налога. Решалась одна проблема — завязывалась другая. Ослабевал накал страстей и падал интерес к законотворчеству — начинались «сентябрьские события»: казнь короля, суд октябрьского революционного трибунала над жирондистами, похороны Марата, казнь Дантона и т. д. Общество находилось в постоянном напряжении. Межпартийная полемика, раскол приобретали время от времени трагические черты. И население должно было постоянно делать выбор в пользу очередного изменения законодательства, камня на камне не оставлявшего от старого устройства жизни.
Вне всякого сомнения, люди, объединенные партийной общностью, сохраняли все особенности своей маргинальности и менталитета. Например, один из лидеров Жиронды, депутат Бюзо, позволил себе так отзываться о соратниках по революции: «Я чувствовал, до какой степени необходимо было терпение; я был тысячу раз готов прострелить черепа некоторых из этих чудовищ. Боже мой, что это была за депутация! Казалось, что из всех сточных ям Парижа и больших городов было собрано все самое грязное, мерзкое и смрадное. С отвратительными, покрытыми грязью лицами, черного и медно-красного цвета, над которыми возвышалась копна жирных волос, с глубоко сидящими во впадинах глазами, они испускали, вместе со своим смрадным дыханием, самые грубые ругательства, сопровождаемые пронзительными криками плотоядных животных» (55. С. 482). И тем не менее партийная идея объединяла их до определенного момента, до завершения очередной законодательной процедуры. А затем начиналось очередное переформирование политических партий: партия якобинцев распалась на монтаньяров и жирондистов, а монтаньяров—после очередных законодательных акций — на дантонистов, робеспьеристов и гебертистов. Наконец, последние, оставшиеся в живых робеспьеристы — Ромм, Субрани, Дюкенуа, были приговорены к смертной казни своими же вчерашними соратниками.
Аналогичные процессы имели место в России в начале этого века. Гигантская империя оказалась расколота, она дели-
лась за редким исключением не по национально-территориальному, а по партийному признаку. Народ оказался втянут в межпартийные споры большевиков, октябристов, кадетов, эсеров, меньшевистов, анархистов. В этой шумной и яркой кампании естественно, тихо и как бы малозначимо прошла отмена практически всех старых законов. Как водится в такие периоды, снова в одной партийной лодке оказывались люди совершенно разного менталитета и маргинальности. Нет смысла углубляться в последствия этих событий. Они известны.
ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОБОСТРЕНИЕ ЛИЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Очаги межличностной напряженности присутствуют во всяком обществе. Как бы ни были спаяны люди национально-территориальными традициями, духовными и мировоззренческими представлениями, между ними непременно возникает соперничество в личной, профессиональной, материальной сфере. Соперничество длится десятилетиями, давая основание для гордости победителям и являясь причиной обиды побежденных. В обычных условиях это обычное явление. Слабые смиряются со своим положением, сильные продолжают упорствовать, переходя в разряд благополучных. По выражению Ф. Энгельса, конкуренция есть наиболее полное выражение существующей в современном буржуазном обществе войны всех против всех (49,. С. 369).
Понятие конкуренции далеко выходит за пределы одной экономики. Думаю, она проявляется в любых формах: от самых приемлемых, пробуждающих к жизни инициативу, решительность, изобретательность, самостоятельность, до самых отвратительных, включая войну. Конкурируют по любому поводу — от эстетики внешнего вида и физического превосходства до уровня благосостояния и общественного признания. В этих областях межличностной конкуренции также возникают свои крайние обострения противоречий и периодические кризисы. Политика вольно или невольно опирается на межличностные отношения, создавая почву для расщепления общества на противостоящие группировки. Иногда из маленьких человеческих страстей, личных недоразумений вырастают политические проблемы, ввергающие народы в войны или, наоборот, прекращающие кровопролитие.
Примером могут служить личные отношения госпожи Ро-лан, неформального лидера жирондистов, и Дантона, одного из самых последовательных монтаньяров. В своих мемуарах она пишет о Дантоне: «Я смотрела на это отталкивающее и зверское лицо; и хотя я повторяла себе, что не следует судить о человеке по слухам, что у меня не было ничего достоверного против него и что у самого честного человека должно было оказаться две репутации в эпоху партийных раздоров, я не
могла примирить представление о хорошем человеке с таким лицом... Я часто представляла себе Дантона с кинжалом а руке, возбуждающего голосом и жестами толпу убийц, более робких и менее жестоких, чем он сам, или же удовлетворенного своими преступлениями и обнаруживающего жестом, характеризующим Сарданапала, свои привычки и наклонности» (55. С. 496). Госпожа Ролан была осуждена Революционным трибуналом на смерть и гильотинирована 8 ноября 1793 г. Дантон был устранен тем же трибуналом от прений и гильотинирован в день вынесения приговора — 5 апреля 1794 г.
Робеспьер также получил уничтожающую личную характеристику от депутата Фрерона: «Тиран, угнетавший своих сотоварищей еще более, чем нацию, был так окутан наружными признаками самых популярных добродетелей; уважение и доверие народа, которые он узурпировал пятилетним неуклонным лицемерием, окружили его такой священной оградой, что подвергли бы опасности нацию и самую свободу, если бы уступили своему нетерпению и захотели раньше свергнуть тирана (продолжительные аплодисменты!)» (55. С. 597). Он был объявлен Конвентом вне закона 27 июня 1794 г. и на следующий день, будучи уже искалеченным, гильотинирован.
Конечно, не главной причиной восхождения к политической славе и политического крушения этих незаурядных вождей были их личные отношения. Но все-таки они сыграли определенную роль, тем более, что сами вожди создали благоприятную для этого среду, в которой личные симпатии и антипатии становились политическим фактором. Можно начать с закона 22 прериаля 11-го года о врагах народа: «Враги народа— те, которые стремятся уничтожить общественную свободу, силою или хитростью. Признаются врагами народа те, которые будут побуждать к восстановлению королевской власти или стремиться унизить и распустить Национальный Конвент или революционное и республиканское правительство, центром которого он является» и т. д. (55. С. 442). Единственным наказанием, назначавшимся для врагов народа, была смертная казнь. «Сентябрьские убийства» 1792 г., несомненно, были спровоцированы Маратом, настаивавшем на том, что прежде войны с внешними врагами необходимо уничтожить внутренних. Дантон в это же время настаивал на принятии декрета, угрожавшего смертной казнью каждому, отказавшемуся лично служить отечеству или выдать свое оружие, прямо или косвенно уклоняющемуся от исполнения или мешающему другим исполнять распоряжения, изданные исполнительной властью. Уже потом они сожалели о массовых убийствах без суда и следствия, совершенными, по их словам, шайкой, которая выполнила свое ужасное дело среди всеобщего оцепенения и бессилия. Дантон настоял на создании Революционного суда на исключительных судебных установлениях для чрезвычайных
обстоятельств. Он ввел движение «комиссаров» для организации суда и исполнительной власти. С их одобрения был организован «Комитет общественного спасения». Они создали в Конвенте обстановку такой нетерпимости, что один из депутатов, Вернье, обратился к его руководителям со словами: «Граждане, если вы до такой степени не доверяете друг другу, то вы не можете более служить отечеству» (55. С. 479).
Робеспьер ввел повторенный Сент-Жюстом лозунг «Очищение!». Он говорил: «Общество должно очистить себя. Кто мешает ему в этом, тот его развращает, а кто его развращает, тот желает его разрушить» (61. С. 179). Единственным исходом очищения называлась гильотина. За две недели до собственной казни Робеспьер настоял на издании закона, который повелевал каждому гражданину доносить на заговорщиков и давал ему право арестовывать их без соблюдения всяких формальностей, на основании одного внутреннего убеждения. По этому закону смерть сделалась единственным наказанием для всех преступлений, судимых Революционным судом. Были изданы специальные меры против дворян: Никто из бывших дворян и никакой уроженец стран, с которыми республика ведет войну, не могут жить ни в Париже, ни в крепостях, ни в приморских городах во все время войны. Всякий дворянин или иностранец вышеуказанной категории, если он окажется там по происшествии десяти дней, будет объявлен вне закона» (55. С. 441).
Трибунал работал со все возрастающей мощностью — в первые 13 месяцев им было вынесено 1220 смертных приговоров, а потом, в течение 49 дней,— 1376 (55. С. 43)! Трибунал пользовался сведениями «Корреспондентского бюро», куда стекались все доносы как из Парижа, так и из провинции. Параллельно с ним работало «Бюро обличительных доказательств», где сосредоточивались обличительные справки о всех «подозрительных». В «работе» этих органов царил такой хаос, что нередко приговаривали к смертной казни одного за другого, одни обвиняемые осуждались за других. Современники писали, что лишь только правосудие вступало в атмосферу разыгравшихся страстей, ненависти, мести, как сейчас же оно начинало плавать в крови невинных жертв.
Ситуация, складывавшаяся в революционный период во Франции, не позволяла произвести законодательные преобразования без расщепления населения по признаку личной конкуренции. Именно она, конкуренция, обычно дремлющая и миролюбивая в период стагнации, оживляется и становится ведущей силой в период революционных перемен в законодательстве. Без этой силы нельзя представить себе революцию в России. Ничто было бы невозможно без личной неприязни бедного соседа и богатого; человека знатного происхождения и безвестного; образованного я необразованного; активного и пассивного
и т. д. Без последовательного уничтожения друг другом Марата, Дантона, Ролан, Робеспьера трудно представить продвижение политических и экономических преобразований во Франции в те три года революции. А представить себе, что они поладили, сотрудничали до глубокой старости, в мире и согласии довели.до нынешнего совершенства законодательство — невозможно. Вожди Октябрьской революции, безусловно, знали все сюжеты и фабулу Великой Французской революции и вне всякого сомнения не собирались доводить дело всей своей жизни до буквального повторения ее трагедии. Но уже 28 ноября 1917 г. В. И. Ленин выносит на обсуждение проект декрета об аресте виднейших членов ЦК партии врагов народа (кадетов) (по 19. Кн. 2. Ч. 2. С. 239). А в январе 1939 г. И. Сталин собственноручно писал в доклад к XVIII съезду партии: «Некоторые деятели зарубежной прессы болтают, что очищение советских организаций от шпионов, убийц и вредителей вроде Троцкого, Зиновьева, Каменева, Якира, Тухачевского, Розенгольца, Бухарина и других извергов, „поколебало" будто бы советский строй, внесло „разложение". Эта пошлая болтовня стоит того, чтобы поиздеваться над ней» (по 18. Кн. 2. Ч. 1. С. 10). Тождественное повторение после 1917 г. того, что случилось после 1789 г., является данью не политике, а психологии политических отношений. «Расщепление» общества — острая политическая операция со всеми вытекающими из нее трагическими, драматическими, романтическими, детективными последствиями.
ВЫВОДЫ
Возможно, изложение четырех методов политического «расщепления» населения в интересах принятия той или иной версии правового регулирования может показаться циничным. Я предпочел бы, чтобы циничным было изложение психологических феноменов, а не было циничным осуществление политических явлений. Сообщения о политических событиях последнего времени в «горячем поясе» бывшего СССР, на Балканах, в Средней Азии и других характеризуют политику не с лучшей стороны. В ней временами присутствует слишком много элементов неадекватной политики. Лучше будет, если они будут описаны, а политика приобретет черты адекватности.
Парламентская работа начинается с выборов депутатов, где обнаруживаются первые предпосылки неадекватной в будущем политики. В качестве ближайшего примера такого рода циничных действий можно привести факты из исследования В. Г. Суховольского и Ю. Н. Москвича (Методы статистического анализа достоверности результатов выборов. Красноярск, 1991). Они приводят целую систему способов нарушения и фальсификации результатов выборов, установленную ими в результате изучения итогов выборов 1990—1991 гг.:
1. Подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу же
лаемого кандидата.
2. Изъятие бюллетеней, заполненных в пользу нежелатель-
ных или безразличных кандидатов и замена их равным числом
бюллетеней в пользу желаемого кандидата.
3. Преднамеренная порча бюллетеней, заполненных в поль-
зу нежелательного кандидата.
4. Вычеркивание в бюллетене, заполненном в пользу неже-
лательного кандидата, его фамилии и перевод этого бюллетеня
в разряд бюллетеней, поданных против всех кандидатов.
Современное научное обеспечение, и выборов, и работы парламента далеко ушло от тех наивных методов, которые оставил нам в наследство Бентам. В. Г. Суховольский и Ю. Н. Москвич обнаружили, что существует сильная линейная связь между долей бюллетеней, признанных недействительными, и числом кандидатов, внесенных в бюллетени:
1/V=a+bn
где 1 — число бюллетеней, признанных недействительными; V — число найденных в урне бюллетеней.
Основываясь на развитии этой математической закономерности, предлагаются тесты для проверки наличия фальсификации результатов выборов. Подбрасывание дополнительных бюллетеней определяется по анализу кривой рангового распределения абсолютного числа голосов, поданных за каждого из кандидатов. Фальсификация приводит к искажению кривой рангового распределения. Зачеркивание оставленной избирателем фамилии кандидата устанавливается по формуле, сравнивающей долю бюллетеней, поданных против всех кандидатов в данном районе, со средней долей бюллетеней, поданных против всех кандидатов в данном регионе. Подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата с одновременным изъятием равного числа бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата, можно выявить с помощью анализа кривых рангового распределения, «хвост» которых должен быть близок к теоретической прямой.
С помощью этого метода анализа выборов было установлено множество случаев подбрасывания дополнительных бюллетеней и пр. действий, которые уверенно попадают в разряд циничных.
Другое свидетельство «расщепления» общества можно иллюстрировать результатами исследований аналитической группы А. Собянина и Д. Юрьева (Съезд народных депутатов РСФСР в зеркале поименных голосований. Расстановка сил и динамика развития политического противостояния. М., 1991). Реальная политическая структура «1068-го партийного» (по числу депутатов) Российского съезда оказалась изначально замаскирована. Используя современные методы регистрации и обработки данных, были получены уникальные для времен
Бентама сведения, обнажающие «тонкую политическую структуру съезда». Выявились твердые сторонники президента, его последовательные противники (и тех и других можно не агитировать) и весьма немногочисленная группа колеблющихся депутатов, которые успели за 4 голосования не раз поменять позицию, а следовательно, восприимчивых к агитации. На I Съезде более 83 процентов депутатов оказались в «крыльях» (правом и левом) и только малая часть—16%—в «центре». На II Съезде «центр» вырос до 19%. Вопросы решались на I Съезде часто с перевесом в 1—2 голоса. Аналитическая группа на основании точных данных предполагает развитие событий по трем сценариям. Третий из них называется «Нарастание кризиса», или «рефлекторной оппозиции» президенту, в которую по теоретическим расчетам должны войти 45% депутатского корпуса (коммунисты), почти все «болото» (10% депутатского корпуса) и примерно половина демократов (около 20% депутатского корпуса), т. е. 2/3 депутатского корпуса и т. д.
То есть проблема «отщепления» избирателей или депутатов в пользу одной из концепций правового регулирования является основным методом до реализации принятого закона. Когда закон принят, вокруг него начинается консолидация людей, всего населения и общества. И тогда логика событий, их эмоциональная окраска и психологическая суть изменятся на обратную, позитивную сторону. Население вновь будет приобретать черты правового, морального, гражданского «монолита», но проявления маргинальности, ментальности, партийности, конкуренции будут вновь вытесняться из жизни до лучших для «их времен очередного политического кризиса.