Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для образования оборотных фондов и фондов обращения, составляет оборотные средства предприятий

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Особенность производства транспортного предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств.

АТП не содержит основные материалы, составляющие материальную основу готового продукта на промышленных предприятиях, здесь также нет незавершенного производства, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий.

Эта особенность транспортного предприятия определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предприятиях она составляет 35—45% общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

Производственные запасы составляют 40—50% оборотных средств АТП, а производственные оборотные фонды около 90%.

При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы:

· материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд — составляют примерно 20% производственных запасов;

· топливо — около 6%.

Примерно 8% производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах.

Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40% производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

До 30% производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года.


Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списываются при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50% списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).

Рис. Структурная схема состава оборотных средств

К незаконченным расчетам относятся:

• незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью;

• расходы будущих периодов

Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды.

К этим расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д.

Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.

Кроме оборотных производственных фондов, каждое предприятие располагает средствами, функционирующими в сфере обращения, или фондами обращения. Они состоят из готовой продукции и денежных средств, необходимых для закупки сырья, топлива, запасных частей и т. д.

Фонды обращения включают в себя средства в расчетах и денежные средства, которые составляют значительную долю от общего количества оборотных средств. Сюда включаются средства, находящиеся в кассе, на расчетном счете, в аккредитивах, указанные в расчетных документах.

Денежные средства, расчеты по автомобильным перевозкам и с разными дебиторами (предприятиями, организациями и отдельными лицами), а также другие элементы собственных оборотных средств, функционирующих в сфере обращения, являются ненормируемыми оборотными средствами.

В состав норматива включаются запасы, находящиеся на складе предприятия и материальные ценности в пути.

При неравномерности поставок различных материалов в состав норматива оборотных средств следует включить страховой (гарантийный) запас, размер которого определяют опытным путем с учетом отклонений от планового снабжения в предыдущем периоде. В результате общий норматив запаса в днях по элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Кругооборот оборотных средств в сфере автомобильного транспорта имеет свои отличительные признаки, обусловленные экономической природой транспортной продукции и особенностями процесса ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т. е. со второй стадией. В связи с этим в сфере автомобильного транспорта оборотные средства имеют две стадии оборота.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимосвязанными показателями: скоростью, временем оборота и размером оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: