Резюме проекта

Это реклама проекта, которая должна характеризовать цели проекта, доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг), указать каков ожидаемый спрос на продукцию, какие потребуются инвестиции и когда будут возвращены заемные средства. Отдельно указываются предпосылки ожидаемого успеха инвестиционного проекта. При возможности отметить использование продукции для экспорта или замещения импорта.

Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникации общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их.

Анализ положения дел в отрасли

«Описание предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогно­зах ее развития, определяет место и положение предприятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции, работах, услугах на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок. Целесообразно в разделе привести сравнительные данные о состоянии производства намечаемой к выпуску продукции за рубежом.

Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конку­ренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны. Определено, на какого именно потре­бителя рассчитана намечаемая к производству продукция. Отраже­на динамика продаж в отрасли и отдельных товаропроизводителей, факты и возможности появления новых видов или аналогов про­дукции.

Указанный раздел, как правило, содержит в себе подразделы:

· анализ текущего состояния и перспектив развития производ­ства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;

· данные об объемах производства, реализации продукции (ус­луг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;

· географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупа­телей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворенного спроса, тенденции развития рынка).

План маркетинга.

Назначение раздела - показать, что реализация товара (услуг) не вызывает серьезных проблем. Данный раздел может быть представлен двумя подразделами:

Оценка рынков сбыта и конкурентов;

· План сбыта продукции

· Оценка рынков сбыта и конкурентов.

Необходимость оценки рынков сбыта и конкурентов в бизнес-плане обусловлена тем, что даже при самых современных техноло­гиях производства продукции, высоких ее технических свойствах и параметрах она окажется невостребованной, если нет покупателей ее. Поэтому одной из важных задач при разработке и реализации инвестиционных проектов является определение возможности и объема сбыта намечаемой к выпуску продукции, путей продвиже­ния ее к потребителям, покупателям, определение цен спроса и предложений на нее и на аналогичную, предлагаемую другими товаропроизводителями. А это можно осуществить только на основе анализа рынков.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на следующие виды:

· рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией;

· рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов;

· рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию.

На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяется ниша создаваемого или реконструируемого предпри­ятия, производства на рынках соответствующей продукции, опре­деляется емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

В бизнес-плане инвестиционного проекта оценка рынков сбыта производится в такой последовательности: изучение и характери­стика рынка – сегментирование рынка – определение потен­циальных покупателей – оценка уровней продаж – определение возможностей и путей продвижения продукции —определение прогрессивных форм реализации – определение сети дилеров и посредников в реализации продукции – определение сети гаран­тийного и послегарантийного обслуживания.

У любой, обладающей высокими качественными параметрами и свойствами, продукции имеется свой аналог-конкурент, и она может быть вытеснена с товарного рынка. В связи с этим при реализации инвестиционных проектов, связанных с производст­вом продукции, оказанием услуг необходимо оценить потенци­альные возможности каждого конкурента и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами. Если преимуществ нет, то правильнее от произ­водства рассматриваемой продукции отказаться и проанализиро­вать возможность и целесообразность ориентации на производст­во другой продукции, по которой имеется неудовлетворенный спрос.

По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

· качество, технико-экономические показатели продукции, пре­стиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, мно­гоплановость использования, надежность, патентная чистота;

· цена реализации продукции, скидки с цены при различных ус­ловиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;

· формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), системы доставки и склади­рования;

· система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);

· система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и усло­виями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содержит сведения:

· об основных потребителях (покупателях) намечаемой к вы­пуску продукции, в том числе самостоятельных, их географи­ческом размещении;

· об объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;

· о размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с от­ражением трудности проникновения на рынки;

· о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

· о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, вклю­чая расчет и обоснование цен реализации, ценовой полити­ки, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта;

· о потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.

План сбыта продукции

План сбыта продукции тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и иногда их объединяют. Его составляют с целью обоснования объемов реализации продукции, методов работы на рынке, рекламы, цены продажи и определения сбытовой политики.

При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

Детализированный по всем направлениям маркетинговых ис­следований, связанных с разработкой и осуществлением инвести­ционного проекта, в их логической взаимосвязи и последователь­ности план называют планом маркетинга.

План маркетинга включает в себя: описание рынков, их основ­ных сегментов; перечень потребителей продукции, основных кон­курирующих фирм; анализ возможных осложнений при сбыте про­дукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспе­чение конкурентного преимущества); определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; ме­ры по контролю маркетинговых исследований.

В случаях, когда инвестиционным проектом предусматривается производство не одного, а нескольких видов продукции, их ассор­тиментных групп, в связи с чем предстоит работа на нескольких рынках и их сегментах, необходимо составление планов маркетинга по каждому виду или ассортиментной группе и даже позиции номенклатурного ряда продукции.

В плане маркетинга целесообразно также прорабатывать вопро­сы ценообразования:

· какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;

· обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;

· в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке;

· какие возможные меры необходимо предпри­нять в случае, если конкуренты снизят свои цены;

· какой должна быть общая стратегия при установлении цен и т.п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розни­цу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж, организацию предпродаж­ного и послепродажного обслуживания и др.

План маркетинга в общем виде включает в себя:

· мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвести­ционного проекта;

· оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

· данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта и данные о возможных маркетинговых посредниках;

· мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

· перечень конкретных покупателей продукции;

· методы стимулирования продаж;

· организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

Производственный план

Назначение раздела – аргументировать выбор производственного
процесса и определить его технико-экономические показатели

Производственный план включает в себя следующие подразделы:

· основные требования к технологии и организации производ­ственного процесса;

· применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и раз­меры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

· объем производства и производственная база (расчеты произ­водственной или проектной мощности по годам, объемов вы пуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;

· потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потреб­ности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топли­ве и энергии всех видов, по временным периодам осуществ­ления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);

· обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производ­ство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспе­чения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспектив­ные мероприятия по совершенствованию продукции, улуч­шению ее качества и свойств, техники, технологии и органи­зации производства);

· трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребно­сти в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

· издержки производства (даются расчеты постоянных и пере­менных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с ука­занием примененных норм затрат и цен потребляемых ресур­сов);

· экологическая безопасность (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

Инвестиционный план

«Инвестиционный план» представляет собой по сути план реали­зации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вы­вода предприятия, производства, технологической линии на рас­четную величину использования производственной мощности, а в необходимых случаях — до момента ликвидации их. Если проект относится к категории коммерческих, связанных не с производст­вом, а с приобретением и перепродажей товаров, то инвестицион­ный план представляет собой календарный план осуществления его по этапам, зависящим от характера товара, масштаба проекта, наличных складских и торговых площадей, необходимости их соз­дания или аренды. В любом случае необходим план осуществления проекта.

В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техни­ческим перевооружением зданий, сооружений, производством не­обходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудо­вания отражаются следующие данные:

· перечень этапов предпроизводственной фазы;

· сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проект­ных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пуско-наладочных работ;

· перечень потребного технологического и другого оборудования, технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуаль­ного изготовления, специальных материалов, сроки их приобрете­ния и поставки;

· программа работ по подготовке кадров;

· прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе;

· план вывода предприятия, производства на проектную и рас­четную мощности;

· потенциальные источники и условия привлечения капиталов.

Организационный план

Организационный план – это принятая организационная структура управления по реализации проекта. Он состоит из следующих подразделов: организационная структура управления, требования к управленческому персоналу, системы материального вознаграждения.

Организационный план освещает следующие вопросы:

1. Форма собственности. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по АО – учредители и принадлежащие им доли.

2. Если это открытое АО, то сколько акций уже выпущено и сколько предполагается выпустить.

3. Члены совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в состав АО).

4. Кто обладает правом подписи финансовых документов.

5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.

6. Структура управления.

7. Система вознаграждения.

5. Поддержка проекта местной администрацией.

Финансовый план

Финансовый план состоит из:

· плана доходов и расходов;

· плана денежных поступлений и выплат;

· сводного баланса.

Он отражает:

1. Объем финансирования проекта по источникам и периодам.

Согласие банков или других заимодателей, включая иностранных, на предоставление средств должно быть подтверждено соответствующими руководителями документально с обязательным указанием условий предоставления кредитов: процентная ставка, условия, сроки представления и погашения кредита.

Ходатайство о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе должно быть подкреплено соображениями об отсутствии других источников финансирования проекта и о целевом использовании испрашиваемых государственных средств.

2. Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации инвестиционного проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.

3. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также об оптовых ценах на единицу каждого товара и о расчетной себестоимости по каждому виду продукции.

4. Расчет эффективности проекта определяется по показателям срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности.

Срок окупаемости представляет собой период времени с момента выдачи средств федерального бюджета на возвратной и платной основе до момента, когда, разность между накопленной суммой чистой при6ыли с амортизационными отчислениями и суммарным объемом инвестиций приобретет положительное значение.

В объем инвестиций включаются затраты за счет всех источников финансирования.

При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты хозяйственной деятельности существующего предприятия, принадлежащего инвестору.

Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса к началу реализации проекта.

Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:

,

где Р – ежегодная разность платежей;

Т – суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования;

n – внутренняя норма рентабельности.

Расчеты производятся последовательным подбором n.

Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.

5. Расчеты коэффициентов оценки структуры баланса предприятия – текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности.

Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит по­казатели эффективности, на основании которых инвесторы и дру­гие участники его осуществления принимают решения об инвести­ровании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, условий реализации, возможных путях повышения его эффектив­ности и т.д. При этом помимо показателей экономической эффек­тивности (чистый приведенный доход, индекс доходности инве­стиций, внутренняя норма доходности инвестиций, срок окупае­мости инвестиционных вложений) определяются и учитываются показатели финансовой устойчивости, ликвидности баланса инве­стора, прибыльность проекта, уровень рентабельности активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: