Принципы формирования и предварительной подготовки инвестиционных проектов

Подготовка инвестиционного проекта - длительный, а порой и очень дорогостоящий процесс, состоящий из ряда этапов и стадий. В междуна­родной практике принято различать три основных этапа этого процесса:

- предынвестиционный этап;

- этап инвестирования;

- этап эксплуатации вновь созданных объектов.

В настоящей работе мы будем заниматься проблемами, связанными только с предынвестиционным этапом, так как проблемы этапа инвести­рования - предмет совершенно иной дисциплины, называемой обычно управление проектами (project management), а этап эксплуатации - забота специалистов по менеджменту.

Это означает, что далее в центре нашего внимания будут методы ре­шения проблем, возникающих на последовательных стадиях предынве-стиционного этапа.

Достоинство такого постадийного подхода состоит в том, что он обеспечивает возможность постепенного наращивания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта. Действительно, неотъемлемым эле­ментом каждой из стадий является оценка полученных результатов и от­бор наиболее многообещающих проектов. Только эти отобранные проек­ты и становятся объектом исследований на следующей стадии, работа только над ними получает финансирование.

Проекты, не подтвердившие свою перспективность, сразу же отверга­ются, и это позволяет избежать той крупной траты денег, которая проис­ходила бы, если бы все инвестиционные концепции доходили до дорого-. стоящей стадии окончательной формулировки и тщательной оценки (feasibility studies).

Важность такой фильтрации проектов будет более понятна, если при­нять во внимание, что, по имеющимся оценкам, стоимость работ по окон­чательной формулировке и оценке проекта может достигать для малых проектов 1 - 3%, а для крупных - 0,2 - 0,1% от общей суммы инвестиций.

Имея это в виду, рассмотрим более подробно круг проблем, возни­кающих на первых двух стадиях этапа предынвестиционных исследований.

В международной практике принята следующая классификация исход­ных посылок, на основе которых может вестись поиск инвестиционных концепций организациями самого разного профиля: - наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, при­годных для переработки и производственного использования. Круг таких ресурсов может быть очень широк: от нефти и газа до леса-топляка и змей, яд которых пригоден для фармацевтических целей;

т - возможности и традиции существующего сельскохозяйственного про­изводства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышлен-

' ного комплекса;

) - оценки возможных в будущем сдвигов в величине-и структуре спроса под влиянием демографических и социально -экономических факторов либо в результате появления на рынке новых типов товаров (например, для предприятия по производству грампластинок важнейшим толчком для

создания инвестиционных концепций должно служить развитие произ­водства звуковоспроизводящей аппаратуры, так как появление проигры­вателей компакт-дисков меняет саму потребность меломанов в носителях звуковой информации и устройствах для ее воспроизведения);

' - структура и объемы импорта, которые могут стать толчком для рож­дения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств (особенно если это поощряется правительством в рамках промышленной политики);

- опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами;

') - потребности, которые уже возникли или могут возникнуть в отраслях-потребителях в рамках отечественной или мировой экономики (на­пример, принятие в ряде стран мира более гуманного законодательст­ва о правилах охоты на пушного зверя потребовало создания элек­тронных капканов, способных умерщвлять животное через несколько десятков секунд после его поимки. Очевидно, что для стран-производителей электроники это может служить импульсом к разра­ботке проектов создания производства таких капканов);

- информация о планах увеличения производства в отраслях-потреби­телях или растущем спросе на мировом рынке на уже производимую продукцию;

- известные или вновь обнаруженные возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе (например, углубление перера­ботки древесины путем создания отделочных материалов из отходов производства и некачественного леса);

- увеличение масштабов производства ради достижения экономии из­держек при массовом выпуске изделий;

- общеэкономические условия (например, создание правительством особо благоприятного инвестиционного климата, улучшение возмож­ностей для экспорта в результате изменений обменных курсов нацио­нальной валюты и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: