Основное содержание темы. 1. Нормативно-методическая база делопроизводства

1. Нормативно-методическая база делопроизводства

Деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления управленческих действий называется делопроизводством.

К делопроизводству относят систему работы с документами, организацию и механизацию делопроизводственных операций.

Тщательно разработанная система делопроизводства, освещающая все вопросы работы с документами, служит залогом успешного и эффективного функционирования как государственного учреждения, так и коммерческого предприятия.

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу службы ДОУ делопроизводства – её структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Создание современной нормативной базы документационного обеспечения управления относится к началу 70-х гг. двадцатого столетия. В 1973 г. была разработана Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД).

Требования к документированию управленческой деятельности, включенные в ЕГСД, получили нормативный характер.

В 80-х гг была подготовлена вторая редакция ЕГСД, получившая название Единой государственной системы документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). ЕГСДОУ - это документ, развивающий, дополняющий и уточняющий требования ЕГСД в связи с модификациями, которые претерпело делопроизводство к тому времени.

В 1991 г. вышла Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) - несколько сокращенный вариант ЕГСДОУ. Эта систма-ГСДОУ - совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой (административной) деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (в объединениях), в учреждениях и др.

Этот документ был направлен на нормативное закрепление изменений, произошедших в службах делопроизводства в связи с появлением негосударственных форм собственности.

В 1993 г. утверждена Типовая инструкция по делопроизводству для министерств и ведомств, устанавливающая общие требования к документированию управленческой деятельности и технологиям работы с документами в упомянутых организациях. Инструкция впервые закрепила не только требования к оформлению реквизитов, но и к тексту конкретных видов документов (приказу, распоряжению, протоколу, акту).

Еще один аспект регламентации работы с документами - их архивное хранение. Главным нормативным документом в этой области являются Указ Президента РФ от 17.03.94 г. «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ», а также Постановление СМ-П РФ от 03.03.93 г. «О порядке ведомственного хранения»

Управление документации (организация работы с документами) включает:

- организацию рационального документооборота;

- создание ИПС (информационно-поисковых систем) по документам;

- контроль исполнения документов;

- подготовка документов к передачи в ведомственный архив.

Основным способом регламентирования делопроизводства является разработка государственных стандартов - ГОСТов.

2. Документ, его функции, структура документа, унификация и стандартизация документа

Документ определяется как материальный объект, содержащий информацию для ее передачи во времени и в пространстве, оформленную в установленном порядке и имеющим правовое значение.

Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности, образует систему документации. Выделяют ряд таких систем, к которым относится и система организационно-распорядительной документации (ОРД).

Согласно ГОСТ 6.38 - 90. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов, юридическая сила документа обеспечивается наличием определенного состава реквизитов и удостоверением подлинности документа.

Важной частью любой регламентации является установление единообразной терминологии, применяемой в регламентируемой области. В сфере работы с документами эта задача была решена с помощью разработанного в 1983 г. ГОСТ 16487 - 83 Делопроизводство и архивное дело.Термины, и определения.

В 1988 г. стандартизация делопроизводственной терминологии была продолжена введением ГОСТ 6.10.1 - 88 Унифицированные системы документации. Основные положения.

Основополагающими документами для современного делопроизводства являются:

- ГОСТ Рб.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149 ФЗ.

- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 ФЗ.

- Приказ МЧС РФ от 01.12.2008 г. № 735 "Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в территориальных органах, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях системы МЧС России"

Помимо стандартов и федеральных законов, существует еще и Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Госкомстатом России.

3. Основные системы управленческих документов.

Управленческие документы обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Управленческие документы и составляют собственно объект делопроизводства.

Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых являются следующие системы:

1) Организационно-правовая документация:

- Устав;

- Штатное расписание;

- Положение;

- Инструкция;

- Должностные инструкции;

- Регламент.

2) Плановая документация:

- Программа;

- План.

3) Распорядительная документация:

- Постановление;

- Решение;

- Приказ;

- Распоряжение;

- Указание.

4) Информационно-справочная и справочно-аналитическая документация:

- Протокол;

- Докладная записка;

- Предложение;

- Объяснительная записка;

- Заявление;

- Служебное (деловое) письмо;

- Телеграмма;

- Представление.

5) Отчетная документация:

- Отчет.

6) Документация по обеспечению кадрами (по личному составу);

7) Финансовая документация (бухгалтерский учет и отчетность);

8) Документация по материально-техническому обеспечению;

9) Договорная документация;

10) Другая документация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: