ТЕМА. Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс ракообразные (Crustacea) и паукообразные (Arachnoidea)

ЦЕЛЬ: изучить представителей классов ракообразных, паукообразных, особенно клещей, имеющих эпидемиологическое значение.

Задачи:

1. Зная морфологическую организацию классов ракообразных уметь характеризовать речного рака.

2. На основании знаний особенностей эволюции и морфофизиологической организации классов паукообразных уметь характеризовать представителей основных отрядов: скорпионы, паукообразные и клещи.

3. Уметь выявлять адаптивные признаки у клещей-инокуляторов (кровососущие клещи).

4. Уметь отличать иксодовых и аргасовых клещей.

5. Уметь обосновать медицинское значение классов ракообразных и паукообразных.

Мотивационная характеристика. Представители типа членистоногие имеют важное медицинское значение для человека.

Многие представители – ядовитые животные, природные резервуары, переносчики, возбудители заболеваний, а некоторые, например, из семейства ракообразные – промежуточные хозяева гельминтов. Среди переносчиков возбудителей заболеваний особое значение имеют клещи, вши, комары и блохи, переносящие возбудителей эпидемических заболеваний (тиф, чума, энцефалиты).

Видовая идентификация переносчиков позволяет установить клинический диагноз, пути распространения заболевания, определять специфику противоэпидемических мероприятий в очаге. Изучение особенностей морфологии и циклов развития членистоногих служит необходимой основой для последующего изучения симптоматики, диаг­нос­тики, лечения и профилактики вызываемых ими заболеваний, про­ве­де­ния в необходимые сроки противоэпидемических мероприятий.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) характеристику типа членистоногих; б) морфофизиоло­гические особенности классов ракообразных и паукообразных; в) характеристику отряда клещей, представителей (таежный, собачий, дермацентор) и вызываемые заболевания, меры борьбы с ними; г) особенности строения аргасовых клещей (поселковый клещ) и распространяемые заболевания; д) трансовариальную передачу возбудителей за­болеваний, ее значение; ж) отличительные особенности и медицинское значение скорпионов и пауков; з) латинские названия типа, классов и видов; и) трансмиссивные и природно-очаговые болезни.

Теоретические вопросы:

1. Общая характеристика и классификация типа членистоногих (Arthropoda).

2. Краткая характеристика представителей класса ракообразные (Crustacea). Медицинское значение.

3. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение класса паукообразные (Arachnoidea).

4. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение отряда клещи: а) семейство иксодовые клещи (Ixodidae): таежный (I. persulcatus) и собачий клещи (I. ricinus); дермацентор (Dermacentor marginatas); б) семейство аргасовые клещи (Argasidae): поселковый клещ (Ornithodorus papillipes); в) семейство акариформные (Acariformes): чесоточный зудень (Sarсoptes scabiei).

Контрольные вопросы:

1. У каких гельминтов циклоп – промежуточный хозяин?

2. В чем заключается трансовариальная передача возбудителей заболеваний у клещей?

3. Что такое облигатно- и факультативно-трансмиссивные заболевания?

4. В чем заключается противоклещевая профилактика?

5. Почему членистоногие имеют мелкие размеры?

6. Почему чесоточные зудни не локализуются на лице, в области шеи и лопаток?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: