По жилищной проблеме в адрес Уполномоченного продолжают по- ступать обращения людей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Если с гражданами данной категории, не достигшими 23 лет, государственные органы ещё занимаются (оказывают помощь в постановке на учёт для предоставления жилья, размещают для временного проживания в учреждениях социального обслуживания и т. д.), то после 23 лет человек предоставлен самому себе. А тем, кто хоть раз сталкивался с ребятами, выросшими в государственных учреждениях, известно, что адаптироваться им в жизни очень сложно, а решать в одиночку какие-либо вопросы в судебном порядке практически невозможно.
Следует отметить, что после передачи функций органов опеки и попечительства на государственный уровень порядок в этом деле постепенно начали наводить, правда, только в отношении тех, кто остался без попечения родителей в возрасте до 18 лет. А как быть остальным?
Вопрос неслучайный, и в последнее время он возникает всё чаще – то во время приёмов населения, то на мероприятиях в общественных организациях. Люди, порой с негодованием, вопрошают: что же это государство даёт жилье тем, кто остался без попечения родителей до совершеннолетнего возраста, а добропорядочных родителей и их детей жильём обеспечить не может? С одной стороны, возмущение можно понять: государство действительно должно давать родителям возможность приобрести жилое помещение, где будет жить семья и воспитываться дети. И государство планомерно шло к предоставлению ипотечных кредитов с разумными процентами. Но давайте представим себя на месте тех, кто остался без попечения родителей и живёт пусть даже в самом лучшем, но в государственном учреждении с детства…
|
|
Так будем же милосерднее, пусть у этих детей появится возмож- ность вырастить своих детей в семейном любящем доме.
В 2010 году к Уполномоченному обратился сирота В., 1975 года рождения, с просьбой о помощи в получении жилого помещения (обращение № 10–13/2662). Сложность ситуации заключалась в том, что в архивах не сохранилось ни одного документа, свидетельствующего о наличии у заявителя статуса «оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет». Подтверждалось лишь проживание В. до совершеннолетия в государственных учреждениях. Таким образом, прежде всего следовало в судебном порядке установить правовой статус заявителя, и только потом решать в суде его жилищный вопрос. Изучив ситуацию и установив наличие права, Уполномоченный решила действовать совместно со Свердловской областной гильдией адвокатов. В судебном процессе интересы В. представлял адвокат.
|
|
30 января 2014 года в адрес Уполномоченного поступило новое письмо от В. (№ 14–13/197), ему уже исполнилось 39 лет. Он сообщил, что получил наконец-то получил квартиру, благодарил за помощь.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте для предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, по состоянию на 01.07.2014 г. составляет 6 195 человек.
Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области и завершивших обучение в образовательных учреждениях и не обеспеченных жильём, – 1957 человек, из них:
– 168 человек получают вторую специальность и проживают в об- щежитии учебного заведения либо в общежитии, предоставленном по месту работы;
– 1008 человек проживают у родственников или в семье бывших опекунов;
– 515 человек проживают у друзей (знакомых) или по договору коммерческого найма;
– 40 человек проживают в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности (приняты на учёт в связи с тем, что площадь жилого помещения менее учётной нормы) или в жилых помещениях на условиях социального найма, право пользования которыми они приобрели;
– 32 человека проживают в жилых помещениях манёвренного жилого фонда либо им предоставлено жильё во временное пользование органами местного самоуправления;
– 1 человек является служителем русской православной церкви и проживает при церкви;
– 8 человек проживают в интернатах и реабилитационных цен- трах;
– 23 человека проходят службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;
– 30 человек отбывают наказание в виде лишения свободы;
– 132 человека не имеют постоянного места жительства либо их место жительства не известно.
В соответствии с законодательством Свердловской области из бюджета области были выделены на обеспечение жильём детей-сирот в 2006 году 50 255 тыс. руб.; в 2007 году – 85 881 тыс. руб.;
в 2008 году – 102 157,4 тыс. руб.
В 2014 году на эти цели выделено 1197,158 млн руб., в том числе из областного бюджета 1000,0 млн руб., из федерального – 197,158 млн рублей.
Из выделенных средств на обеспечение жильём детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области, планировалось использовать 720,8585 млн руб., на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма (исполнение судебных решений) – 476,2995 млн руб.
На 27.08.2014 г. кассовое освоение бюджетных средств составило всего 561,355 млн руб. (из областного бюджета – 447,233 млн руб.,
из федерального бюджета – 114,122 млн руб.). До конца 2014 года для оплаты работ по заключённым государственным контрактам планировалось перечислить всю сумму выделенных бюджетных средств.
На 28.08.2014 г. в Министерстве строительства и развития инфра- структуры Свердловской области на исполнении находятся:
– 674 судебных решения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот по договорам социального найма;
– 1480 судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений.
В чём причины столь длительной задержки в обеспечении жильём данной категории лиц и неисполнения судебных решений?
Во-первых, ограниченные финансовые возможности региона.
Во-вторых, строительство (приобретение) жилья для детей-сирот производится путём размещения государственного заказа на эти цели в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории области проводятся электронные аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений, однако во многих муниципальных образованиях аукционы признаются несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в них.
|
|
По данным получателя бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, – ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» по аукционам, признанным несостоявшимися в 2014 году:
Наименование муниципального образования | Количество объявленных аукционов | Количество квартир | Результат проведённых аукционов |
Арамильский ГО | Нет заявок | ||
Город Екатеринбург | Нет заявок | ||
Город Лесной | Нет заявок | ||
Михайловское МО | Нет заявок | ||
ГО Среднеуральск | Нет заявок | ||
ГО Верхняя Пышма | Нет заявок | ||
Режевской ГО | Нет заявок | ||
Полевской ГО | Нет заявок | ||
Кленовское с.п. | Нет заявок | ||
Дружининское г.п. | Нет заявок | ||
Г.п. Верхние Серги | Нет заявок | ||
Г.п. Верхние Серги | Заявки отклонены | ||
МО «посёлок Уральский» | Нет заявок | ||
ГО Заречный | Нет заявок | ||
ГО Верхнее Дуброво | Нет заявок | ||
ГО Верхний Тагил | Нет заявок | ||
ГО Верхняя Салда | Нет заявок | ||
ГО Богданович | Нет заявок | ||
Восточное с.п. | Нет заявок | ||
Галкинское с.п. | Нет заявок | ||
Обуховское с.п. | Нет заявок | ||
Зареченское с.п. | Нет заявок | ||
Североуральский ГО | Нет заявок | ||
Каменский ГО | Нет заявок | ||
МО р.п. Атиг | Заявки отклонены | ||
Каменский ГО | Нет заявок | ||
Горноуральский ГО | Заявки отклонены | ||
Горноуральский ГО | Нет заявок |
Красноречивая таблица, не правда ли? Необходимо создать условия, стимулирующие развитие, строительство жилья в отдалённых муниципальных образованиях региона, которые не привлекают сегодня внимания инвесторов. Каждый, кто был обездолен с детства («без вины виноватый»), должен в своей взрослой жизни иметь жильё и растить в нём своих детей.
|
|