Для тех, кому не всё равно

Пожалуй, самой незащищённой группой населения являются дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей этой категории. В настоящее время государственная политика в отношении них характеризуется устойчивой тенденцией передачи детей на воспитание в семьи, развития семейных форм устройства детей. Эта позиция близка и Губернатору Свердловской области Е.В. Куйвашеву. Он внимательно следит за ситуацией с замещающей семьёй, просит и Уполномоченного анализировать возникающие проблемы.

Семья наиболее благоприятная среда для развития здоровой лич- ности, благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью. Мировой исторический опыт убедительно показал, что институциональное воспитание бессильно в разрешении данных вопросов. Воспитанники детских домов в большинстве своём оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Значительный процент бывших воспитанников детского дома склонен к проявлению социально-психологической дезадаптации, причина которой заключается в отсутствии у них своевременно привитых навыков социализации. Им свойственна иждивенческая позиция, сформированная в условиях учреждения. Сегодня мы можем говорить о формировании новой стратегии защиты прав детей-сирот, основанной на приоритетах семейного воспитания. Замещающая семья способна не только заменить ребёнку утраченную кровную семью, но и сформировать новые привязанности.

В адрес Уполномоченного каждый год поступают обращения жителей области, которые хотели бы взять либо уже взяли ребёнка в семью. Надо сказать, что количество таких обращений стабильно каждый год, а анализируя поставленные в заявлениях проблемы, можно достоверно говорить о существующих недоработках в целом по области.

Если до 2008 года в большинстве обращений были жалобы на раз- розненность работы органов опеки и попечительства, отсутствие единого понимания и толкования положений законодательства, то в последующие годы – на качество работы лиц, занимающихся соблюдением и защитой интересов семьи и ребёнка.

Для всестороннего анализа ситуации Уполномоченный посетила государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные учреждения, школы приёмных родителей и замещающие семьи. Необходимо также было выяснить мнение членов Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека (учёных и практиков, в прошлом возглавлявших учреждения в социальной, медицинской и образовательной сферах). Положение с замещающими семьями было обсуждено с судейским корпусом, а также с членами авторитетной Свердловской региональной общественной организации «Аистёнок», другими экспертами. Мнения людей, в разные годы занимавшихся проблемами семьи и детей, позволили разобраться и объективно оценить сложившуюся ситуацию.

В 2014 году Уполномоченным был подготовлен специальный доклад «Дети без семьи – Россия без будущего». Доклад состоит из двух частей: первая посвящена болевым точкам в работе с замещающими семьями, вторая адресована специалистам, занимающимся замещающими семьями, а также всем людям, желающим принять ребёнка на воспитание в семью.

К сожалению, подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (далее – Школы приёмных родителей), часто осуществляется непрофессионально или формально. Так, С., обратившаяся к Уполномоченному, сообщила, что в Школе приёмных родителей, которую она посещала с целью принять ребёнка на воспитание, никто из специалистов не смог ответить ни на один вопрос слушателей. Надо отметить, что С. – весьма авторитетный специалист в области прав человека и ребёнка, она известна в научных кругах не только России, но и за рубежом. Уполномоченный полагает, что уровень подготовки «учителей» в Школе она могла оценить с профессиональных позиций.

С 2014 года в нашей области начала действовать программа, пред- усматривающая за счёт бюджетных ассигнований и средств обязательного медицинского страхования проведение осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского осви- детельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства Свердловской области от 24.12.2013 № 1604-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»). Пока ещё не во всех муниципальных образованиях данное обследование проводится бесплатно. По результатам проверки, проведённой по обращению жителя Байкаловского района М. (обращение № 14–13/632), установлено, что данное обследование в муниципальном образовании платное. Уполномоченный полагает, что Министерству здравоохранения Свердловской области необходимо провести проверку исполнения областной программы во всех территориях области.

Известно, что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду сложной наследственности и тяжёлого жизненного опыта имеют проблемы со здоровьем, в том числе психическим. Поэтому, по мнению Уполномоченного, для замещающих семей, воспитывающих детей в том числе с психическими расстройствами и расстройствами поведения, жизненно необходимым является медицинское сопровождение этих детей узкими специалистами, особенно в области детской неврологии, психиатрии и др. Если в условиях крупных городов такая возможность имеется, то в отдалённых районах, в сельских поселениях, лечебно-профилактические учреждения которых не укомплектованы узкими специалистами, получить квалифицированную помощь не представляется возможным.

Следует сказать, что детям-инвалидам и детям с проблемами здоровья (особенно психического) не всегда создаются условия для лечения и отдыха, адекватные их индивидуальным особенностям. Отсутствует у нас также системная работа государственных учреждений по сохранению и развитию связи с родственниками детей, с целью дальнейшей передачи им детей на воспитание в семью.

Ещё одной, не менее важной проблемой, которую озвучивают даже те общественные организации, которые обычно критикуют возросшее количество чиновников, является недостаточная численность сотрудников органов опеки и попечительства в области.

Серьёзная проблема, на которую следует обратить внимание и органам публичной власти, и институтам гражданского общества, – вторичный отказ от ребёнка, взятого на воспитание. В 2012 году 149 детей из замещающей семьи вернули обратно, в 2013 году было отменено уже 188 решений о передаче ребёнка на воспитание в семью. Какая же это боль, травма и трагедия для ребёнка!

Каковы причины вторичных отказов?

Во-первых – это отсутствие в нашей области должного комплексного сопровождения замещающих семей. Все полномочия по их со- провождению переданы учреждениям социального обслуживания, в которых сопровождение ведут 152 специалиста в 37 муниципальных образованиях области (из 94 существующих в области), что в среднем составляет 1,6 человека на муниципальное образование. При этом на воспитании в семьях по состоянию на конец 2013 года находились 15 324 ребёнка.

Дома ребёнка и детские дома консультируют замещающих роди- телей при их обращении, но полноценного целенаправленного со- провождения они не осуществляют. Сопровождение же в социальных учреждениях сводится к посещению замещающих семей в соответствии с действующим законодательством для составления актов и к благотворительным акциям. Однако, как отметил один из психологов, главное заблуждение замещающих семей в том, что они думают: вот я сейчас вырву этого несчастного ребёнка из его ада, возьму в свою семью, окружу любовью и заботой. Кажется, что для этого достаточно помахать ему рукой, позвать его к себе в рай. Но на самом деле так не получится – для того, чтобы вызволить его из его ада, надо за ним туда спуститься.

Во-вторых, для замещающих семей с детьми-подростками старше 10 лет, где крайне важно квалифицированное сопровождение, не проводятся тренинги, обучающие семинары (отдельно с родителями, отдельно с детьми-подростками).

В-третьих, недостаточное сопровождение опекунов (попечителей) из разряда бабушек, дедушек (других родственников). Как правило, эти замещающие родители не проходят Школ приёмных родителей, и, когда у внуков наступает пубертатный возраст, они не справляются с возникающими проблемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: