Пространственные отношения, как известно, можно описать, либо используя геометрические представления, либо через понятия траектории, пути. Действительно мы говорим о различных типах городов, скажем, круглых, квадратных или похожих на молодой месяц [44]. Мы можем говорить об извилистой дороге в пустыне, проложенной от одного колодца к другому, или о прямых морских и воздушных путях. Эти понятия описывают реально существующие пространственные отношения между реально существующими объектами.
Однако возможно и другое отношение, когда логика рассуждения несколько меняется. Мы уже имеем не реальные объекты и их соотношения, но некоторую абстракцию, которую пытаемся выразить в геометрических понятиях. И, конечно, в данном случае мы используем эти понятия опять-таки метафорически. Простейший пример - " любовный треугольник". Здесь, естественно, никогда не может идти речь о том, что три человека расположились по вершинам треугольника, но только о том, что между тремя людьми образовались некоторые отношения. Сходство здесь чрезвычайно абстрактное. Но есть еще более высокая степень абстракции, когда мы говорим об экономическом пространстве, пространстве политическом, пространстве прессы и т.д., используем такие выражения, как зона политического влияния, политическая арена и т.д
Вопросы для обсуждения
- Какие типы культурного пространства можно выделить?
- Какие места и направления выделяются в разных культурах?
- Почему современные физические представления больше подходят для описания также и пространства в культуре?
- Какие примеры виртуальных пространств можно найти в современной культуре?
Время