Многие основные понятия физики и космологии, как было сказано, могут использоваться в культурологии, но, разумеется, в метафорическом, переносном смысле. Таким, причем столь же фундаментальным понятием, что и пространство, является понятие времени. Время всегда воспринималось как нечто чрезвычайно таинственное. Еще в V веке один из величайших мыслителей нашей эры Августин Блаженный в XI книге своей "Исповеди" [2. С. 340] признавался, что он, хоть и ощущает время, когда о нем не думает, начав размышлять о нем, вдруг теряет его и перестает понимать. Наверное, мы окажемся в той же ситуации. И действительно, дать какое-либо определение времени сегодня оказывается невозможным, такого определения или, на крайний случай,более или менее точного описания времени, которое было бы приемлемо для многих ученых, все еще нет. Но не будем удивляться. Очень часто в науке оказывается, что ученые довольно легко оперируют понятиями (точнее надо было бы сказать - представлениями), определить которые они не в состоянии. В той же физике такими неопределимыми являются понятия пространства, времени, вещества, энергии. В лингвистике все еще продолжаются споры о том, что такое язык, в психологии нет приемлемого для хотя вы большинства психологов определения того, что такое психика, ну и в культурологии, в конечном счете, та же печальная картина. Но будем воспринимать это обстоятельство как хороший стимул для развития науки о культуре.
Досоциальное время. Овладение временем
Хоть время и неопределимо, однако мы живем в нем, как вы плаваем в его потоках, переживаем его - правда, не всегда осознано. И как все почти в человеческой жизни - время должно еще быть открыто. В детстве, когда совершаются все самые гениальные открытия - мира, пространства, другого Я, языка и т. д. - маленький человечек должен обнаружитьтакже и отличие прошлого и Будущего от этого, в данный момент переживаемого времени. Ведь замечено, что он еще путает вчера и сегодня. Трудно гадать, как происходит это открытие, но можно, наверное, предположить, что открытие прошлого связано с памятью, ведь прошлое откладывается именно в ней, в то время как открытие будущего связано с осознанием желания и его связи с удовлетворением, ведь удовлетворение всегда в будущем. Эго значит, что само открытие времени уже связано с переживанием, ведь прошлое для ребенка - это всегда прошлое пережитое: память содержит в себе не нейтральную регистрацию происшедших событий, но событий приятных и неприятных, интересных и страшных и т.д. Будущее, коль скоро мы его связали с желаниями, потребностями, тоже всегда окрашено в те или иные эмоциональные тона, тоже переживается. Только став взрослыми, мы научаемся отвлекаться от возможного эмоционального отношения к прошлому и будущему, привыкаем осмыслять его и делать предметом волевых усилий (скажем, анализируем свои неудачи или строим планы).22
Социокультурное время
Но время дано нам не только в индивидуальном, личном переживании. Оно организуется и, можно даже сказать, образуется данным обществом. Западный человек всегда жалуется на совершенно отличное от европейского представление о времени, характерное для многих восточных культур. Для араба, иранца, может быть, и для нас с вами опоздание не является чем-то необычным и не вызывает особого возмущения. Время не ценится здесь так, как в Европе и Америке, люди живут так, как будто впереди целая вечность. Это, наверное, связано и с другими культурными представлениями: может выть, фаталистическим отношением к будущему, ощущением суетности любой деятельности и т.д., но здесь для нас важно лишь то, что мы заметили различие в ценности времени в различных культурах. И действительно, время в разных культурах строится по-разному. Во-первых, мы можем заметить, что культуры различным образом ориентированы по отношению ко времени. В некоторых культурах нет особого отношения к будущему. Иные культуры содержат в севе очень большой слой явлений, направленных на будущее. В Новое и новейшее время в европейской культуре это планирование, Большевистская культура вся была направлена на коммунизм, идея будущего рая подавляла все остальное.
В нашей, армянской культуре, можно сказать, особое значение имеет прошлое. Переживание его несколько преувеличено, так что в определенной степени оно подавляет и ощущение настоящего, и представления о будущем. Иногда же будущее может выглядеть как приближение к некогда существовавшему идеалу, то есть будущее оказывается повторением прошлого.