Каждая культура имеет некую общую рамку, которой она очерчивает себя. В каком-то смысле эта рамка совпадает с географическими границами, в которых существует данное общество-носитель этой культуры. Но одной географической границей выделение собственной культуры не исчерпывается. Во-первых, этого не может быть в случае, когда мы имеем дело с диаспорой некоторого народа. Китайский квартал где-нибудь в Амстердаме или Сан-Франциско выделен не только некоторой воображаемой границей, за которой находится весь остальной, "некитайский" мир. Внутренний мирок китайского квартала определен еще и сохраняющимися обычаями и традициями, определенным типом одежды и питания, языком, на котором общаются здесь люди и т.д. Основным представлением, отделяющим культуры друг от друга по этим и другим критериям - это противопоставление своего чужому.
Такое противопоставление имеет древнюю историю. Чужое для древних (и не только) всегда чуждо и опасно. Самоназвание многих народов или название единого предка данного народа очень часто означает "люди", ''человек" (Адам). Остальные двуногие существа - это некоторая подделка под человека. Это узурпаторы человеческого облика. Такая неподлинность таинственна и опасна, поэтому вызывает обратную агрессию. Свою значимость такое отношение к чужому сохраняет в какой-то мере и сегодня. Часто такое неприятие чужого и чужака называют ксенофобией.
|
|
Помимо того, что всякая культура очерчивает собственные границы вовне, она выделяет внутри собственной территории некоторые точки и зоны, имеющие особый для данной культуры смысл. Для греческих городов-государств (полисов) - это агора -рыночная площадь и место собраний граждан, для многих культур - это храм основного бога или бога-хранителя данной местности или данного народа. В армянской и японской культуре - это, соответственно, горы Арарат и Фудзияма. Культуры различают свое и чужое пространство не только по их границам, но также и по внутренней структуре.