Основания порядка вещей

Мир как упорядоченность Говоря о мифологическом бытии, мы отметили одну из основных функций мифа – то, что он подтверждает, более того – устанав­ливает некоторый порядок. Но не только мифологическое мыш­ление связано с преставлением о порядке. Какую бы область культуры мы ни взяли, можно заметить, что в основе челове­ческой деятельности здесь лежит представление о некотором порядке, некоторой регулярности, законосообразности. Науки (прежде всего естественные) прямо основаны на понятии закона, то есть на понятии повторяющегося, непреложного отношения между явлениями. Художественная деятельность также подчине­на – правда, меняющимся во времени и от страны к стране – представлениям о красоте. Мораль в сущности есть набор правил поведения людей. Религии также – хотя вы только в ритуальной сфере – свойственны определенные правила.

Естественное и сверхъестественное

Во многих культурах существенным оказывается и следующее различие. Мир подчинен законам, установленным некой высшей силой. Но есть и другой мир, в котором данные нашему миру законы не действуют, мир, в кагором действуют иные законы. Каждая культура так или иначе различает этот, естественный и иной мир - мир иных законов. То, как проводится это различение, что оказывается по эту сторону границы, посюсторонним, а что оказывается иным, сверхъестест­венным, потусторонним, - это одна из важных характеристик культуры.

Можно предполагать, что в древнейшие времена мифологи­ческого бытия человека такого различения этого и того мира не было. По многим фрагментам мифологических текстов или позд­нейших производных от мифа – скажем, в эпических произве­дениях как "Илиада" – мы можем предполагать, что эта граница размыта, ее почти нет, боги очень легко переходят эту границу, прямо вмешиваясь в человеческие дела. Наш мир подчинен миру иному так, что в отношении нашего мира возможен некоторый произвол или во всяком случае такое воздействие, смысл кото­рого надо искать не здесь, но в высшей воле.

Перейти в мир иной позволяется и человеку. Так, Орфей посетил загробный мир, чтобы вернуть умершую Эвридику. При­меров такого взаимопроникновения этого и другого мира очень много. Переход из этого мира в мир высший, хоть и воспри­нимается как явление сверхъестественное, все же происходил достаточно часто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: