Промысел, необходимость

Но есть и Более строгое и высокое проявление законосообразности в самых различных мифологиях. Это - рок и боги, которые его олицетворяют. В древнегреческой мифологии три сестры-Мойры определяют судьбу ("долю") каждого человека. Так, Лахезис ("дающая жребий") назначает человеку его жребий еще до его рождения, Клото ("прядущая") прядет нить его жизни, а Атропос ("неотвратимая") приближает Будущее, перерезая нить жизни. И никто из людей и даже из богов не могут противостоять тому, что предназначено им судьбой, известной только этим трем богиням. Также и в скандинавской мифологии Норны, вырезая руны (буквы священного, в определенной мере тайного древнего скандинавского алфавита), тем самым предопределяют жизнь человека. Валькирии в той же мифологии определяют уже судьбу воинов, которые должны пасть в сражении.

Христианство уже иначе относится к понятию судьбы. Дело в том, что в языческой мифологии, хотя судьба и была как бы закреплена за определенными мифологическими персонажами, все-таки ни ее источники, ни сама она никому не были известны. По своему происхождению, проявлению и содержанию судьба носила безличный характер. Идея личного и, что не менее важно, всемогущего Бога, то есть Бога, обладающего в своем существе и во всех своих проявлениях волей, сознанием и чувством, уже не позволяла мыслить некоторую судьбу, рок, которая не выла бы подчинена Божественной воле и не была частью Его замысла, определяющего мир с момента его творения и до последнего мига его существования. Поэтому, сказав "судьба", мы можем ждать замечания от священника (всех христианских толков) - "Не судьба, а промысел". Последнее понятие не исключает челове­ческой свободной воли и подчеркивает идею Божественного предвидения (провидения), а не жесткой предначертанности. Впрочем, здесь очень много богословских тонкостей, которые мы затрагивать не можем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: