Реальное и ирреальное в культуре: явление откровение, видение

В различных культурах по-разному даны возможности переходов от здешнего к иному миру и обратно. Можно предполагать, что человек давно уже обнаружил и зафиксировал для себя как явление некоторого перехода от обычного состояния к необычному прежде всего сон и сновидение. Обычные представления о сновидении (понимание того, что сновидение - это особая фаза сна, пришло достаточно поздно) сводились к представлению, согласно которому человек обладает душой, которая во время сна покидает тело владельца и самостоятельно действует в мире; она даже может вселиться в тело другого человека или животного и в нем совершать какие-то действия (так, человек мог поверить в то, что его душа, вселив­шись в тело ягуара, загрызла соплеменника, и ждать за это нака­зания). Во сне человек мог действовать как в обычном мире, так и в необычном, который представлялся ему как некоторый иной мир, мир сверхъестественных существ и явлений.

Еще более ярким примером представления о возможности пе­рехода из одного мира в другой было видение. Это явление воз­никало в бодрственном состоянии человека. Ему могли являться умершие или люди, которые заведомо находились на очень дале­ком расстоянии. Но самыми яркими и культурно наиболее значи­мыми были видения с интенсивным религиозным содержанием. Одним из ярких примеров такого рода является видение библейского пророка Иезекииля: "И я увидел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, А из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из средины его видно выло подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был как у человека; И у каждого - четыре лица, и у каждого из них - четыре крыла; А ноги их ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их на четырех сторонах их... И смотрел я на животных, - и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их... А ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз..."(Иез. 1.4, 18)

Часто видение представляет собой символическую картину будущего (хотя сам текст мог возникнуть и позже описываемых событий). Именно символический, иносказательный характер ви­дения часто ведет к необходимости его толкования, которое дает­ся сразу же за видением. Таково, скажем, видение и пророчество Даниила: "Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого... и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла выл видный рог между его глазами... И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна..." А дальше уже идет объяснение данного видения: "И услышал я... голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! Объясни ему это видение!" И Гавриил объясняет Даниилу, что овен с двумя рогами - это цари мидийский и персидский, а козел косматый - царь Греции, который и поразит первых двух царей (Дан. 8.). В XIII - XIV веках выло очень распространено явление визионерства и особенно среди женщин, которые часто, если не постоянно могли ощущать чуть ли не физическое присутствие Христа рядом с ними. Не будем обсуждать, каковы причины дан­ного явления, важно то, что во многих культурах - как, скажем в европейском средневековье - они составили чрезвычайно значи­мый слой.

Многие культуры даже разработали систему средств введения себя в такое состояние, когда человек ощущает себя уже в дру­гом необычном (иногда - потустороннем) мире. Это могло выть использование определенных наркотических веществ. Скажем, сегодня и с достаточным основанием полагают, что в древней Индии использовался отвар гриба (сома). В Центральной Америке использовали кактус, содержащий наркотическое вещество мескалин. Тот или иной тип опьянения мог связываться с явлением перехода из обычного мира в необычный, переживаться как факт общения с некоторыми потусторонними силами.

В других случаях мы имеем переход человека уже в телесном виде в мир иной. Ярким примером тому является посещение загробного мира. Геракл спускался в царство Аида и даже Борол­ся там с богом смерти, а также привел оттуда Цербера - ужасного пса, охранявшего царство мертвых. Есть и апокрифическое хрис­тианское предание о сошествии Христа в ад.

Шаманское камлание также основано на особой психологи­ческой технике (включающей особый ритм игры на бубне, танец, выкрики и т. д), применяя которую, шаман вводит себя в особое состояние, подобное эпилептическому припадку. В этом состоя­нии шаман субъективно переживает долгое путешествие в мир добрых или злых духов, откуда он должен вернуть, скажем, душу заболевшего соплеменника или упросить какого-нибудь духа дать удачу на охоте и т.п.

Ближе к нашему времени и даже сегодня практикуются спи­ритические сеансы, во время которого вызывают души умерших людей, чтобы узнать якобы известные им тайны прошлого и даже будущего.

Сверхъестественное может по-разному проявить себя в нашем мире. В некоторых случаях тот или иной поворот событий, то или иное явление может быть приписано явному вмешательству богов. Так, в "Илиаде" описываются явные действия богов, сражаю­щихся одни за ахейцев, а другие - за греков. Дело доходит до того, что один из героев - Диомед -- ранит не только не очень-то воинственную богиню Афродиту, но даже самого Бога войны -Ареса. Правда, все это делается с позволения и даже при помощи не менее грозной, чем Арес, Афины Паллады. Но впоследствии такие представления о сверхъестественных существах, когда им приписывается тело, могущее стать объектом физического воздей­ствия (рана Афродиты, печень Прометея, которую клюет послан­ный Зевсом орел, хромота Гефеста, которого как-то Зевс сбросил с Олимпа) меняется. Бог в иудейской и христианской традиции уже является чисто духовным существом, хотя и может предста­вать перед простыми смертными в некотором материальном обличии: в горящем и не сгорающем кусте, Христос - воплотившись в теле человека и т.д.; вмешательство сверхъестественного уже мыслиться не как простое вещественное воздействие на вещест­венные же явления, но как непрямое и невещественное, уже духовное воздействие. Одним из важнейших в упомянутой тради­ции представлений о связи двух миров и переходе из того мира в этот является откровение. Это сложное представление содержит в севе несколько важных моментов. Бог недоступен для обычного человека. Но Он может пожелать открыться людям в таких формах, которые могут восприниматься человеком и несут для него определенный нравственный смысл. Основные формы такого рода можно видеть в непосредственном общении Бога с Моисеем, проповеди пророков, в совершаемых чудесах. Цен­тральным моментом откровения для христиан является вопло­щение Сына Божия в теле Иисуса. Чрезвычайно важным видом откровения является и Библия - вогодухновенная книга.

Мы уже видели, что с развитием культуры тот, иной мир все более отдаляется и спиритуализируется, то есть лишается всякой вещественности, сохраняя лишь свою духовную сущность. Пред­ставления о богах и иных сверхъестественных существах как о обладающих телом (хотя, разумеется, нечеловечески мощным и прекрасным) меняются на более утонченные, когда даже говорить о каком-либо теле становится Бессмысленным, поскольку матери­альное, вещественное, телесное вообще мыслится как более низ­кое, чем духовное, вторичное и в этом смысле противостоящее духовному, божественному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: