Заключение. Отметим специфические черты Русской культуры от древ­нейших времен до начала XX века

Отметим специфические черты русской культуры от древ­нейших времен до начала XX века.

1. Русская культура — понятие историческое и много­гранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные цент­ры мировой культуры. В этом смысле русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непо­средственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская куль­тура оказалась перед необходимостью интенсивного истори­ческого развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исто­рически опередивших Россию. Но, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечествен­ные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чу­жих образцов.

3. Длительный период развития русской культуры опре­делялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в ми­ровую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культу­ру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь вос­приняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влия­ния религиозных догматов и переросла границы правосла­вия.

4. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «ха­рактером русского народа». Об этом писали все исследова­тели «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера — знание», «вера — ра­зум» решалась в России в конкретные исторические пе­риоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской ду­ши и русского характера трудно не согласиться со знамени­тыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, ар­шином общим не измерить: у ней особенная стать — в Рос­сию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача ны­нешних поколений — сохранить и приумножить их.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

1. Бердяев Н.А. Человек и машина//Вопросы философии, 1989. № 2.

2. Бестужев-Лада И.В. Образование: традиции и перспективы/Вопросы философии, 1999. № 3.

3. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. 1955.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1979.

2. Общество. Культура. Человек: Учеб. пособие. Воронеж, 1993.

3. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т.2.

4. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

5. Лихачев Д.С. Русская литература. Л., 1973.

6. Проблемы философии культуры. М., 1984.

7. Манн Т. Иосиф и его братья: В 2 т. М., 1987. Т.1.

8. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

10. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

11. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

12. Чингиз Айтматов. Буранный полустанок. М., 1982.

13. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

14. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М., 1999.

15. Культурология/Под ред. Н.Г. Багдасарян. М., 1999.

16. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

17. Культурология. Словарь терминов. Воронеж, 1996.

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 1988. Кн. 1. Т. 1.

2. Митяев А. Ветры Куликова поля. М., 1984.

3. Фейербах Л. Сущность религии//Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2.

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

5. История русского искусства/Под ред. И.Э. Грабаря. М., 1953. Т. 1.

6. Очерки истории культуры славян. М., 1996.

7. Гордиенко Н.С. Крещение Руси. Л., 1984.

8. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985; Голубинский Е.Е. История русской церкви. Спб., 1906; Шахматов А.А. Корсуньская легенда. Спб., 1908.

9. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв.: В 3 т. Л., 1987. Т. 1.

10. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

11. Греков Б. Киевская Русь. М., 1949.

12. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы//Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 2.

13. Сопоцинский О. Искусство Древней Руси//Малая история искусств. Искусство средних веков. М., 1975.

14. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

15. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 1988. Кн. 1. Т. 2.

16. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 5.

17. Рыбаков Б.А. Просвещение//Очерки русской культуры XIII – XV вв.: В 2 ч. МГУ, 1970. Ч. 2.

18. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX вв. Л., 1989.

19. Кураев А. Человек перед иконой//Квинтэссенция. М., 1990.

20. Карташев А.В. Русское Христианство//Записки русской академической группы в США. Т. XXII. Нью-Йорк, 1989.

21. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

22. Лазарев В. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

23. Лазарев В. Московская школа иконописи. М., 1980.

24. Стоглав. Спб., 1863.

25. Федотов Г.П. Лицо России. Париж, 1988.

26. История русской литературы X – XVII веков. М., 1980.

27. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.

28. Бродель Фернан. Время мира. М., 1992.

29. Громов Г.Г. Одежда//Очерки русской культуры XVIII века: В 2 ч. МГУ, 1970. Ч. 2.

30. История русского искусства: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

1. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.

2. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1.

3. Липовский А. Итоги русской литературы XVIII века//Итоги XVIII века в России. М., 1910.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч. 3.

5. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

6. История Академии наук СССР: В 2 т. М.-Л., 1958. Т. 1.

7. Кузнецов Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России//Вопросы философии. 1989. №3.

8. Избранные произведения русских мыслителей XVIII века: В 2 т. М., 1972. Т. 2.

9. Пыпин А.Н. История русской литературы: В 4 т. Спб., 1902. Т. 3.

10. Страхов Н. Борьба с западом в русской литературе: В 2 кн. Спб., 1890. Кн. 2.

11. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1961.

12. Боголюбов В.Н. И. Новиков и его время. М., 1916.

13. Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. Изд. Уральского университета. 1990.

14. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии//Русская философия. Очерки истории. Изд. Уральского университета.

15. Бердяев Н.А. Русская идея//О России и русской философской культуре. М., 1990.

4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

1. Давыдов Д. Сочинения. М., 1962.

2. Гальцева Р.А. По следам гения//Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

3. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1975. Т. 4.

4. Эпоха Николая I/Под ред. М.О. Гершензона. М., 1910.

5. Пыпин А.Н. История русской литературы: В 4 т. Спб., 1903. Т. 4.

6. Соловьев Вл. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина//Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

7. Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990.

8. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь//Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

9. Кирпотин В.Ф. Достоевский М., 1947.

10. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 24 т. М., 1978. Т. 21.

11. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1984. Т. 14.

12. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1984. Т. 12.

13. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2.

14. Крамской И.Н. Письма, статьи: В 2 т. М., 1966. Т. 2.

15. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч. 2.

16. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1984. Т.7.

17. Репин И.Е. Далекое близкое. М., 1964.

18. Алешина Л.С., Раков М.М., Горина Т.Н. Русское искусство XIX – начала XX века. М., 1972.

19. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1975. Т.3.

20. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 2.

21. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1.

22. Якушкин В.Е. Из истории русской цензуры//Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905.

23. Одоевский В.Ф. Русские ночи. М., 1913.

24. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1986.

25. Бердяев Н.А. Русская идея//О России и русской философской культуре. М., 1990.

26. Белинский В.Г. Письма. М., 1981.

27. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1961.

28. Соломка А. Судьба русских открытий//Вестник опытной физики и элементарной математики. 1900.

29. Вернадский В.И. Избранные сочинения. М., 1960.

30. Менделеев Д.И. Избранное. М., 1968.

5. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Т. 1.

2. Соловьев Вл. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990.

3. Бердяев Н.А. Русская идея//О России и русской философской культуре. М., 1990.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2.//Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

5. Озеров И.Х. К экономическому положению России//Россия в прошлом и настоящем. М., Спб., 1914.

6. Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги. М., 1907.

7. Бачинский А.И. Очерк жизни и трудов Николая Александровича Умова. М., 1916.

8. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Верный, 1906. Т. 1.

10. Бугаев Н.В. Математика как орудие научное и педагогическое. М., 1875.

11. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм //Богословские труды. Сб. 24. 1983.

12. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1985. Т. 10.

13. Бунин И. Повести, рассказы, воспоминания. М., 1961.

14. Брюсов В. Из моей жизни. М., 1927.

15. Брюсов В. Дневники. М., 1927.

16. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

17. Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

18. Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. М., 1991. Т. 1.

19. Хлебников В. Творения. М., 1987.

20. Сарабьянов Дм. Русские живописцы начала ХХ века. Новые направления. Л., 1973.

21. Алешина Л.С., Раков М., Горина Т.Н. Русское искусство XIX – начала ХХ века. М., 1972.

22. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 г. М., 1988.

23. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

24. Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986. Т. 2.

Учебное издание

Курочкина Лидия Яковлевна

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Редактор С.А. Образцова

Выпускающий редактор И.В. Медведева

Компьютерный набор О.П. Вышегородцевой

Подписано в печать 30.11.2004. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. 15,4

Уч.-изд.л. 13,8 Тираж 120 экз. Зак. №

Воронежский государственный технический университет

394026 Воронеж, Московский просп., 14


1 Эмаль – стекловидная масса, представляющая собой легкоплавкое свинцовое стекло, большей частью непрозрачное и различно окрашенное.

[1] Монотеизм (гр. Monos – один, единый, theos – бог) – единобожие, религия, признающая единого бога.

1 Иерархическая лестница – расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения.

1 Эсхатология (гр. eshatos – последний, logos – понятие, учение) – религиозное учение о «конце света», входящее составной частью во многие религии и получившее особенно большое развитие в христианстве.

2 Мессия – спаситель, который должен явится с неба для установления «царства божьего».

1 Неф (лат. navis – корабль) – в архит. продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой на главный, более широкий и высокий неф, и боковые нефы.

1 Оранта – фигура с воздетыми руками.

1 Ортодоксальный (гр. orthodoxos – правоверный) – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения.

1 Монумент (лат. monere – напоминаю) – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события или выдающегося общественного, политического деятеля.

1 Теологический – имеющий отношение к теологии; теология (гр. theos -бог, logos - учение, слово) – систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

1 Антропоморфный (гр. anthropomorphos) – уподобленный человеку, человекоподобный.

1 Ересь – вероучение, отклоняющееся от догматов и официальных форм господствующей религии.

2 Неведение (от славянского «ведать» - знать) – незнание.

1 Икона (гр. eikon — изображение, образ) — в христианском культе в широком смысле — изображение Иисуса Христа, Богоматери и свя­тых, которым церковь приписывает священный характер; в узком смыс­ле — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.

1 Ирреальный (лат. irrealis — нереальный) — не существующий в действительности.

1 Иконостас (гр. eikon + stasis — место) — алтарная преграда в пра­вославной церкви, отделяющая алтарь от основного пространства храма, заполненная несколькими рядами (чинами) икон.

2 Деисус (гр. deesis — моление) — древнерусское название компо­зиции, изображающей Христа посредине и обращенных к нему в молит­венных позах Богоматерь и Иоанна Предтечу.

1 Священный сюжет, положенный в основу «Троицы», известен: яв­ление праведному Аврааму Бога в виде трех странников. Они сообщают ему о будущем рождении долгожданного сына, которого, как стало из­вестно позднее, Бог, испытывая «крепость веры» Авраама, потребует принести в жертву.

1 Ипостась (гр hypostasis – лицо, сущность) – в христианском вероучении название каждого лица троицы; единый бог выступает в трех ипостасях: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой.

1 Декоративный (лат. decorare – украшать) – служащий для украшения, живописный, внешне эффектный.

1 Парсуна (искажение слова «персона», от лат. persona – личность, лицо) – условное наименование произведений русской портретной живописи XVII века.

1 Секуляризация (ср. лат. saecularis – светский) – освобождение от церковного подчинения общественной, интеллектуальной и художественной деятельности.

1 Синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, существование в единстве всех видов творческой деятельности.

2 Спрос шестнадцатимиллионного населения на буквари составлял 2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика Смотрицкого, изданная в 1648 году, была переиздана только через 70 лет.

1 К 1721 году была сформулирована идея будущей русской Академии и предприняты некоторые практические шаги к ее созданию. Повелением императора был отправлен в заграничную командировку И.Д. Шумахер, который ознакомился с научной жизнью Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, осмотрел библиотеки и музеи, привез карты, чертежи, приборы. В 1723 году, вернувшись из Персидского похода, Петр выслушал доклад Шумахера, осмотрел привезенное и тут же повелел представить соображения о том, сколько человек и по каким специальностям нужны для Академии /5, с.184/. в 1725 году в Санкт-Петербург прибыли первые приглашенные члены Академии наук. Их было 16 /6, с.169/.

1 Приведем лишь несколько примеров. В 1726 году гимназия при Санкт-Петербургском университете насчитывала 112 учащихся, в 1737-м – 19. В Академическом университете в течение первых 6 лет училось 8 студентов, в 1731 году – ни одного. В 1783 году княгиня Дашкова, приступив к обязанностям Президента Академии, обнаружила в Университете двух студентов. В Московском университете в 70-80-х годах иногда приходилось по одному студенту на каждый из трех факультетов.

1 Миллер издавал «Санкт-Петербургские Ведомости», «Примечания» к ним, «Ежемесячные сочинения».

1 Кроме сатирических журналов и «Живописца» Новиков издавал «Утренний свет» (1777), «Московское издание» (1781), «Вечерняя Заря» (1782), «Прибавление к Московским ведомостям» (1783—1784), «По­коящийся Трудолюбец» (1784—1785). К журналистской деятельности Новикова прибавляется книгоиздательская (всего было им выпущено 448 названий).

2 Масонство (фр. frank-masones — вольные каменщики) — рели­гиозно-этическое движение; проповедь нравственного самоусовершенство­вания сопровождалась у масонов специальной обрядностью, таинствен­ностью, определенным ритуалом.

1 Атрибут (лат. attrubutum — присовокупленное) — неотъемлемое свойство чего-либо.

2 Ордер (лат. ordre — порядок, строй) — определенная художест­венная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в различные исто­рические периоды. Основу ордера составляет стойка-колонна и балочное перекрытие (антаблемент). В состав ордера включаются подножие ко­лоннады (стереобад), цоколь и фронтон.

1 Реализм (лат. realis — вещественный) — здесь: изображение наи­более полной и правдивой картины окружающего мира.

1 Классицизм (лат. classicus — первоклассный, образцовый) — за­родившееся во Франции направление в европейской литературе и искус­стве XVII—XVIII веков, разработавшее строгие стилистические норма­тивы и иерархию «высоких» и «низких» жанров по античным образцам.

1 Ампир (фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма
в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве, возникший
во Франции в период империи Наполеона I. В данном случае ампиром
называют самобытный вариант русского классицизма начала XIX века,
имеющий черты внешнего, формального сходства с французским ам­пиром.

1 Полифоничность (гр. poly – много, многое; phonia – звук) – многоголосие, многозвучие.

1 Мистицизм (фр. mystika – таинство) – вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека со «сверхъ-естественными силами».

1 Напомним, что понятие «философия» - от phileo – люблю и sophia – мудрость.

1 Маргинализация (лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс выхода из какой-либо социальной группы, разрыв с культурой и бытом этой группы; маргиналы не усваивали новые культурные ценности и образ жизни и оставались «на границе» старой и новой социаль­ных групп.

1 В первое, десятилетие XX века Западная Европа закупала в России 54,5%, в США — 13,2%, в Канаде — 5,7% своего зернового импорта /5, c.12/.

1 Аритмология — нарушение положенного хода и размеренности чего-либо; в широком смысле слова идея прерывности свойственна фор­мирующемуся миросозерцанию, которое заменяет все формы аналитиче­ского миросозерцания с его идеей непрерывности.

1 Здесь энтропия — хаос, стремление к неупорядоченности и рас­паду.

2 Здесь эктропия – стремление к единству, организованность, упо-рядоченность.

1 Декадентство (фр. decadence – упадок) – общее наименование кризисных явлений культуры конца XIX – начала ХХ веков, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

1 Импрессионистский, имеющий отношение к импрессионизму (фр. impression - впечатление), - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX века, наиболее четкое выражение получило во фран­цузской живописи. Художники стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессионисты разрабатывали наиболее тонкие и точные способы пере­дачи впечатления как основного аспекта всякого представления, пере­живания и мысли.

1 Футуризм (лат. futurum — будущее) — общее название авангар­дистских художественных движений первых десятилетий XX века. В России футуризм отчетливее всего выразился в литературе, которая была тесно связана с «левыми» художественными течениями. Связь ли­тераторов и живописцев выражалась в неприемлемости действительно­сти, в проповеди индивидуалистического бунта, в эстетизации техники и городской культуры, в требовании демократизации искусства. Сходство идейно-эстетических взглядов поэтов и живописцев, переплетение их творческих интересов закрепили название «футуризм» за всеми направ­лениями «левого» искусства в России.

1 Как известно, повинный в кровопролитии главнокомандующий пе­тербургскими войсками Великий Князь Владимир Александрович был в то же время и президентом Академии художеств.

1 Авангардизм (фр. avant-garde — передовой отряд) — условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной прак­тики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения и форм про­изведений, взаимоотношения художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления /23, c.10/.

1 Ретроспективный (лат. retro — обратно, назад;spectare — смот­реть) — обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

1 Сезанизм — направление в живописи конца XIX — начала XX ве­ка, представители которого объявили себя последователями француз­ского живописца Поля Сезанна /24, с.222/.

2 Кубизм (фр. kybos — куб) — модернистское течение в изобрази­тельном искусстве первой четверти XX века /23, c.374/.

3 Абстракционизм (лат. abstractio – отвлеченный) – модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике /23, с.8/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: