3.1. Инвестиционный план как часть бизнес-плана
В рыночной экономике предприниматели смогут добиться стабильного успеха только при условии эффективного планирования бизнеса. Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо представить предприятие на рынке, а также оформить проект, требующий инвестиций. Для этих и некоторых других целей используется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и визитной карточкой предприятия. Бизнес-план представляет собой типовое (унифицированное) проектное (инвестиционное) решение, связанное с открытием собственного коммерческого или предпринимательского дела или с развитием уже действующей рыночной структуры.
В бизнес-плане дается научно обоснованная оценка возможных конечных целевых экономических, финансовых, трудовых, социальных, экологических результатов, базирующихся на реальном производственном, финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении.
|
|
Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов разработана инвестиционной финансовой группой и Российской финансовой группой (опубликована в Российском экономическом журнале №4 за 1994 г.).
Соешвлепие бизнес-плана в любой отрасли преследует как внешние, так и внуфенние цели.
Основная внешняя цель состоит в том, чтобы максимально убедить возможных будущих партеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана - стать основой управления предпринимательской дояiелыюстью.
Бизнес-план имеет следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Обзор (резюме).
4. Описание предприятия и отрасли.
5. Описание продукции.
6. Анализ рынка.
7. Маркетинговый план.
8. Производственный план.
9. Управление и организация.
10.Финансовый план.
11.График выполнения работ.
12.Анализ рынков.
13.Приложение.
На титульном листе должно быть указано, кто, кому, что и с какой целью представляет. Оглавление (содержание) соответствует структуре конкретного бизнес-плана. В обзорном разделе (резюме) дается сжатый обзор делового предложения, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Это наиболее важный раздел, так как потенциальные инвесторы начинают расссмотрение бизнес-плана именно с этого раздела.
В резюме должны быть кратко описаны:
- цели бизнеса;
- стратегия реализации цели;
- рынок сбыта и прогноз;
- конкурентные преимущества;
- прогнозируемые финансовые результаты;
- компетенция и профессионализм управленческой команды;
|
|
- потребность в инвестициях;
- возможные риски и их компенсация.
Описание предприятия и отрасли. Задача этого раздела -охарактеризовать предприятие, уделив особое внимание его потенциалу и отличию от существующих предприятий.
Описание продукции (услуг). В этом разделе приводится подробная характеристика выпускаемой продукции или услуг с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя и дается ее сравнение с продукцией конкурентов.
Анализ рынка. В этом разделе показывается, что продукция предприятия имеет рынок сбыта. При этом инвестор должен понять, на чем основывается уверенность предприятия в успехе на рынке. Здесь важно убедить инвестора в том, что предприятие хорошо изучило как потребителей, так и конкурентов.
Анализ рынка содержит:
- характеристику потребителей продукции;
- характеристику рынка (его размеры, уровень и тенденции развития рынка, специфические особенности рынка, рыночная доля предприятия);
- характеристику конкурентов (перечень предприятий - основных конкурентов, их финансовое положение, уровень технологии, доля рынка);
- реакция конкурентов на продукцию предприятия, каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противостояния им;
- определение места предложения предприятия на рынке относительно конкурентов, формулировку стратегии конкуренции.
План маркетинга. В этом разделе необходимо показать, что стратегия предприятия по продвижению товара (услуги) на рынок обеспечивает успех, и в случае возникновения незапланированных обстоятельств у предприятия есть резерв для достижения целей.
План маркетинга включает в себя:
- стратегию ценообразования, расчет и обоснование цены, ценовую политику;
- систему реализации;
- продвижение;
- рекламу, затраты на рекламу;
- стимулирование сбыта;
- персональные продажи;
- паблик рилейшенз (связи с общественностью);
- прогноз продаж;
- сервисное обслуживание.
Производственная деятельность Главная задача этого раздела -показать потенциальным инвесторам (или партнерам), что предприятие в состоянии реально обеспечить производство нужного количества товаров в нужные сроки и требуемого качества.
Производственная деятельность предприятия описывается в следующих подразделах:
- схема производственных потоков;
- план производства продукции;
- производственные мощности и их развитие;
- расчет производственных затрат
Управление и организация. Задача этого раздела показать, что на предприятии имеются специалисты, которые могут организовать выполнение программы, и известно, какие специалисты понадобятся предприятию в будущем и как организовать их подготовку и работу.
В данном разделе указывается:
- философия (принцип) решения кадровых и организационных вопросов;
- оргструктура предприятия и план ее развития;
- условия оплаты труда и стимулирования;
- требования к квалификации и наличию персонала;
- производственный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- административный персонал;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
Финансовый план. Цель данного раздела - представить достоверную базу данных, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия.
Обычно финансовый план состоит из следующих разделов:
- инвестиционный план (в него включаются первоначально только необходимые затраты, затем на основании плана денежных потоков Оценивается дополнительная потребность в финансах);
- отчет о прибылях и убытках (здесь желательно представить консолидированную отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов);
- балансовая ведомость;
|
|
- план денежных потоков (кэш флоу);
- основные финансовые показатели;
- показатели платежеспособности;
- показатели ликвидности;
- показатели эффективности проекта;
- предложения по уровню финансирования (количество необходимых денежных средств, время, в течение которого они будут необходимы, направления их использования);
- использование кредита и ожидаемый эффект.
График выполнения работ (календарный план). В этом разделе отражаются и указываются по времени мероприятия, предусмотренные имеющимися планами (планом маркетинга, производственным планом, финансовым планом и др).
Анализ рисков. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для небольших проектов достаточно провести анализ риска с помощью экспертных методов.
Приложения. В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
К ним могут относиться:
- биографии (резюме) руководителей предприятия или проекта;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов;
- фотографии или видеоролики образцов продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- отзывы авторитетных организаций;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия и др. Обычный объем бизнес-плана 15-35 страниц. Язык бизнес-плана
должен быть простым и четким. Желательно наличие иллюстраций и диаграмм. Деловая информация, представленная в бизнес-плане, должна быть надежно защищена.
Качественно (с соблюдением международных методик) подготовленный бизнес-план позволяет обсуждать предложение предприятия с заитересованными лицами (акционерами, партнерами) и, прежде всего, с потенциальным инвестором.