Инвестиционный процесс на предприятии

3.1. Инвестиционный план как часть бизнес-плана

В рыночной экономике предприниматели смогут добиться стабильного успеха только при условии эффективного планирования бизнеса. Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо представить предприятие на рынке, а также оформить проект, требующий инвестиций. Для этих и некоторых других целей используется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и визитной карточкой предприятия. Бизнес-план представляет собой типовое (унифицированное) проектное (инвестиционное) решение, связанное с открытием собственного коммерческого или предпринимательского дела или с развитием уже действующей рыночной структуры.

В бизнес-плане дается научно обоснованная оценка возможных конечных целевых экономических, финансовых, трудовых, социальных, экологических результатов, базирующихся на реальном производственном, финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении.

Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов разработана инвестиционной финансовой группой и Российской финансовой группой (опубликована в Российском экономическом журнале №4 за 1994 г.).

Соешвлепие бизнес-плана в любой отрасли преследует как внешние, так и внуфенние цели.

Основная внешняя цель состоит в том, чтобы максимально убедить возможных будущих партеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана - стать основой управления предпринимательской дояiелыюстью.

Бизнес-план имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Обзор (резюме).

4. Описание предприятия и отрасли.

5. Описание продукции.

6. Анализ рынка.

7. Маркетинговый план.

8. Производственный план.

9. Управление и организация.

10.Финансовый план.

11.График выполнения работ.

12.Анализ рынков.

13.Приложение.

На титульном листе должно быть указано, кто, кому, что и с какой целью представляет. Оглавление (содержание) соответствует структуре конкретного бизнес-плана. В обзорном разделе (резюме) дается сжатый обзор делового предложения, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Это наиболее важный раздел, так как потенциальные инвесторы начинают расссмотрение бизнес-плана именно с этого раздела.

В резюме должны быть кратко описаны:

- цели бизнеса;

- стратегия реализации цели;

- рынок сбыта и прогноз;

- конкурентные преимущества;

- прогнозируемые финансовые результаты;

- компетенция и профессионализм управленческой команды;

- потребность в инвестициях;

- возможные риски и их компенсация.

Описание предприятия и отрасли. Задача этого раздела -охарактеризовать предприятие, уделив особое внимание его потенциалу и отличию от существующих предприятий.

Описание продукции (услуг). В этом разделе приводится подробная характеристика выпускаемой продукции или услуг с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя и дается ее сравнение с продукцией конкурентов.

Анализ рынка. В этом разделе показывается, что продукция предприятия имеет рынок сбыта. При этом инвестор должен понять, на чем основывается уверенность предприятия в успехе на рынке. Здесь важно убедить инвестора в том, что предприятие хорошо изучило как потребителей, так и конкурентов.

Анализ рынка содержит:

- характеристику потребителей продукции;

- характеристику рынка (его размеры, уровень и тенденции развития рынка, специфические особенности рынка, рыночная доля предприятия);

- характеристику конкурентов (перечень предприятий - основных конкурентов, их финансовое положение, уровень технологии, доля рынка);

- реакция конкурентов на продукцию предприятия, каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противостояния им;

- определение места предложения предприятия на рынке относительно конкурентов, формулировку стратегии конкуренции.

План маркетинга. В этом разделе необходимо показать, что стратегия предприятия по продвижению товара (услуги) на рынок обеспечивает успех, и в случае возникновения незапланированных обстоятельств у предприятия есть резерв для достижения целей.

План маркетинга включает в себя:

- стратегию ценообразования, расчет и обоснование цены, ценовую политику;

- систему реализации;

- продвижение;

- рекламу, затраты на рекламу;

- стимулирование сбыта;

- персональные продажи;

- паблик рилейшенз (связи с общественностью);

- прогноз продаж;

- сервисное обслуживание.

Производственная деятельность Главная задача этого раздела -показать потенциальным инвесторам (или партнерам), что предприятие в состоянии реально обеспечить производство нужного количества товаров в нужные сроки и требуемого качества.

Производственная деятельность предприятия описывается в следующих подразделах:

- схема производственных потоков;

- план производства продукции;

- производственные мощности и их развитие;

- расчет производственных затрат

Управление и организация. Задача этого раздела показать, что на предприятии имеются специалисты, которые могут организовать выполнение программы, и известно, какие специалисты понадобятся предприятию в будущем и как организовать их подготовку и работу.

В данном разделе указывается:

- философия (принцип) решения кадровых и организационных вопросов;

- оргструктура предприятия и план ее развития;

- условия оплаты труда и стимулирования;

- требования к квалификации и наличию персонала;

- производственный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- административный персонал;

- обучение персонала;

- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

Финансовый план. Цель данного раздела - представить достоверную базу данных, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия.

Обычно финансовый план состоит из следующих разделов:

- инвестиционный план (в него включаются первоначально только необходимые затраты, затем на основании плана денежных потоков Оценивается дополнительная потребность в финансах);

- отчет о прибылях и убытках (здесь желательно представить консолидированную отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов);

- балансовая ведомость;

- план денежных потоков (кэш флоу);

- основные финансовые показатели;

- показатели платежеспособности;

- показатели ликвидности;

- показатели эффективности проекта;

- предложения по уровню финансирования (количество необходимых денежных средств, время, в течение которого они будут необходимы, направления их использования);

- использование кредита и ожидаемый эффект.

График выполнения работ (календарный план). В этом разделе отражаются и указываются по времени мероприятия, предусмотренные имеющимися планами (планом маркетинга, производственным планом, финансовым планом и др).

Анализ рисков. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для небольших проектов достаточно провести анализ риска с помощью экспертных методов.

Приложения. В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.

К ним могут относиться:

- биографии (резюме) руководителей предприятия или проекта;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов;

- фотографии или видеоролики образцов продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- отзывы авторитетных организаций;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия и др. Обычный объем бизнес-плана 15-35 страниц. Язык бизнес-плана

должен быть простым и четким. Желательно наличие иллюстраций и диаграмм. Деловая информация, представленная в бизнес-плане, должна быть надежно защищена.

Качественно (с соблюдением международных методик) подготовленный бизнес-план позволяет обсуждать предложение предприятия с заитересованными лицами (акционерами, партнерами) и, прежде всего, с потенциальным инвестором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: