Государственное регулирование инвестиционного процесса

О государственном участии в оживлении инвестиционной деятельности в России существует две точки зрения. Первая, навязанная авторами либеральных реформ, исходит из того, что государственное вмешательство не может обеспечить более эффективное распределение ресурсов, чем рыночный механизм самоорганизации. Вторая исходит из того, что государственное регулирование, государственный протекционизм в период сложной структурной перестройки экономики являются неотъемлемой частью управления в современной рыночной экономике.

Активное вмешательство государства в инвестиционный процесс обусловлено рядом особенностей российской экономики:

- большим удельным весом сырьевых и передельных отраслей;

- значительным военно-промышленным комплексом (ВПК);

- высокой капиталоемкостью и низкой оборачиваемостью капитала;

- замедленным реагированием на рыночные импульсы;

- распадом многих видов производств, включая предприятия с высокими технологиями оборонного комплекса;

- деградацией важных научных направлений, которые могли бы составить базу для технологических прорывов в будущее.

Таким образом, сложившиеся экономические условия в России не содержат пока реальных предпосылок для саморегулирования инвестиционных процессов экономики в целом на основе либеральных подходов.

Необходимость перехода к целенаправленному государственному регулированию активизации инвестиционного процесса вызывается возникновением устойчивого интереса к развитию производственного потенциала в целом в ряде секторов экономики, созданием механизма аккумулированных инвестиционных ресурсов для многих отраслей производственного сектора, созданием новой рыночной инфраструктуры, способной организовать устойчивый инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала в масштабах отраслей и регионов России.

Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 предусмотрены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, происходит путем проведения инвестиционной государственной политики.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:

- выбор источников и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков реализации инвестиционных проектов;

- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
В соответствии с действующим законодательством государственное

регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия для активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление оптимальных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

- величиной имеющегося производственного потенциала;

- природно-климатическими условиями;

- оснащенностью энергетическими и сырьевыми ресурсами;

- географическим местонахождением и геополитическим положением;

- состоянием окружающей среды;

- демографической ситуацией;

- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и других.

Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия.

Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

Многие проблемы формирования инвестиционной политики в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств государственного бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется' на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за использование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход соответствующих бюджетов;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и наукоемких технологий, оборудования (конструкций и материалов), в том числе при реализации Бюджета развития РФ;

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранном
инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с
законодательством РФ.

В условиях возникновения на территории РФ чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в.соответствии с законодательством РФ.

Расходы на финансирование государственных капитальных уложений предусматриваются:

а) в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих целевых программ,

а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

б) в бюджетах субъектов РФ - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы,

Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения РФ соответствующих межгосударственных соглашений.

Контроль за эффективным использованием и целевым назначением средств федерального бюджета, направляемых на капвложения, в соответствии с законодательством РФ осуществляет Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов РФ осуществляют уполномоченные на то органы субъектов РФ.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников их финансирования и форм собственности объектов капвложений, до их утверждения подлежат экспертизе в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капвложений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: