С 1985 г. в СССР начались экономические реформы, направленные на формирование рыночной экономики, которые вначале предполагалось осуществлять в рамках модели рыночного социализма.
После распада СССР в России с 1992 г. начала реализовываться модель рыночной экономики либерально-буржуазного типа. Десять лет, прошедшие после начала реформ в России, позволяют оценить некоторые ее итоги.
Некоторые авторы в качестве эффективности реформ считают такой критерий, как создание более или менее жизнеспособного частного сектора, с расширением которого связывают надежды на преодоление отставания от развитых стран и выхода из экономического кризиса.
В рамках либеральной модели создание частного сектора в РФ происходило преимущественно путем приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, и в меньшей степени за счет создания новых частных предприятий. КНР придерживалась модели рыночного социализма, при которой решающая роль в расширении частного сектора принадлежала именно созданию новых предприятий рыночного типа.
|
|
Если в качестве оценки эффективности проводимых рыночных реформ в РФ и КНР взять несколько основных макроэкономических показателей, рекомендуемых рядом ученых, таких, как: динамика населения, объем производства товаров и услуг (ВВП в сопоставимых ценах); уровень реальных доходов населения и инфляции (индексов потребительских цен) и сравнить их динамику (темпы изменения с дореформенным периодом), то получим следующие данные (см. табл. 3).
Как следует их данных табл. 3, преимущества в развитии экономики и повышения уровня жизни народа принадлежат модели рыночного социализма.
Таблица 3 Основные показатели экономики* (в %)
Страна, год | Население 1990-2000 гг. = ЮОмлн. человек | ВВП 1990 г.=100 | Реальные денежные доходы населения | Индекс потребительских цен (ИПЦ) 1990 г. = 1,0 раз |
Россия | 98 2 | |||
144,8 | ||||
Белоруссия | 98,0 | 88 8 | ||
10,0 | 164,1 тыс. | |||
Украина | 95,9 | 43,2 | ||
КНР | 109,7 | |||
9,4 |
____________ I
В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г.,Украины -до 47%.
В 2002 г. прирост ВВП прогнозируется правительством РФ в границах 3,6-4,9 %. Темпы роста ВВП недостаточны для усиливающегося отставания России от развитых стран Запада.
В этой связи встала задача перед правительством страны ускоренного роста экономики по отношению к показателям, принятым в подготовленной им среднесрочной программы социального развития страны до 2005 г.
Либеральный подход к реформированию экономики ознаменовался резким спадом инвестиционной активности. Объем инвестиций в производственную сферу постоянно снижался, поэтому инвестиционный кризис, охвативший экономику РФ, можно рассматривать как один из серьезнейших элементов общесистемного кризиса, охватившего экономику России в 90-х гг. XX в.
|
|
Спад производства, высокие темпы инфляции, обнищание огромной массы населения не оставляют надежд на преодоление кризиса с помощью либеральной политики и экономики.
Основными отличительными чертами инвестиционного кризиса в России являются:
- резкий спад объемов инвестиций во всех отраслях народного хозяйства и в регионах страны;
- инфляция, обесценивающая собственные источники инвестирования предприятий, повышенная степень риска и подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;
- разрушение основных фондов и производственного потенциала престижных технологий;
низкая конкурентоспособность корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;
- неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса
как строительства, так и отечественного производственного
оборудования.
В мировой практике инвестиции исчисляются как разность между стоимостью произведенной продукции и размером текущего потребления (в статистике стран СНГ, в том числе и РФ, этот показатель называется валовым накоплением). Валовые накопления отражают общий объем сбережений, включающий:
- капиталовложения в производство, социальную сферу;
- капиталовложения в человеческий капитал;
- вложения в индивидуальное жилищное строительство;
- вложения в ценные бумаги и банковские счета;
- сбережения населения «в чулке».
В развитых индустриальных странах эти сбережения, по данным Всемирного банка, составляют в среднем 20-23% ВВП (в ФРГ - 22%, в США - 16%>). Средний темп его прироста в 90-х гг. - соответственно 15-2,5% в год. При быстрых, в сравнении с Европой и Японией темпах роста населения, прирост ВВП там составляет 3-4%> в год, а в расчете на душу населения - 1,5-1,8%
Объем внутренних инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27-30% ВВП (в 1996 г. 2- 1 %).
Для оплаты растущего обьема импорта необходимо увеличивать «дальний» экспорт продукции добывающих отраслей. Поэтому в странах Содружества, несмотря на снижение доли средств, направляемых в производственные инвестиции (с 67% в 1991 г. до 59% в 2000 г.), возросла доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику: в России - с 40 до 57%, на Украине - с 31 до 46%. Увеличилась также доля инвестиций, направляемых в металлургию, но повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность. Россия в 1984-2000 гг. инвестировала в экономику стран ближнего зарубежья немалую сумму - 1,5 млрд. долл. Однако факт ее «инвестиционного присутствия» в большинстве стран нередко рассматривают как угрозу суверенитету и усиление зависимости от России.
Страны Содружества, в том числе и РФ, стремятся удержать традиционные и проникнуть на новые, более привлекательные по условиям торговли сырьевые рынки «третьих стран», сохранить конкурентную способность экспортноориентированных отраслей и производств.
Инвестиционный климат. При инвестировании временно свободного капитала инвесторы должны учитывать самые различные факторы, которые принято объединять понятием «инвестиционный климат». Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в эту страну (регион, отрасль).
Инвестиционный климат может быть охарактеризован рядом параметров:
- политическая и экономическая стабильность;
- правовая защищенность;
- стабильно действующие банковские и страховые системы;
|
|
- льготный режим налогообложения;
- таможенные льготы;
- учет специфических интересов иностранных инвесторов и другие. Оценка инвестиционного климата в стране основывается на
анализе входных и выходных параметров, характеризующих ее инвестиционный климат. В качестве выходных параметров инвестиционного климата в стране выступают:
- приток и отток капитала;
- уровень инфляции и процентных ставок;
- доля сбережений в ВВП.
В качестве входных параметров, характеризующих инвестиционный потенциал страны, выступают следующие:
- природные ресурсы и состояние экологии;
- качество рабочей силы;
- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
- политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
- макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний, долг;
- качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
- законодательство, полнота и качество его при регулировании экономической жизни, степень его либеральности;
- уровень соблюдения законности и правопорядка, отсутствие преступности и коррупции;
- защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
- качество банковской системы и других финансовых институтов;
- доступность кредитования;
- открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
- администативные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике.
В РФ некоторые федеральные законы не исполняются на территориях, а региональные законы подчас противоречат федеральным. Такая ситуация негативно сказывается на инвестиционном климате в РФ. Для стратегических инвесторов
особенно важным является вопрос о праве собственности на землю, на которой расположено его предприятие. Важное значение для инвестиционного климата имеет и криминальный фактор. В РФ криминальные структуры могут иметь влияние в реальном секторе экономики, банковской сфере и распределении кредитов. В этих условиях даже отечественные инвесторы могут опасаться вкладывать средства в сферу производства и стремятся разместить их за рубежом.
|
|
Россия, по мнению ряда иностранных инвесторов, относится к странам с неблагоприятным инвестиционным климатом. Она входит в зону высокого риска наряду с такими странами, как Индонезия, Пакистан, Ирак. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата является одной из важнейших задач российской законодательной и исполнительной власти.
Инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Именно по соотношению этих параметров судят об инвестиционном климате в стране. Потенциально Россия относится к странам, позволяющим обеспечить высокие доходы на инвестиции. Одним из препятствий к этому является недостаточное наличие грамотно подготовленных инвестиционных проектов и организаций, способных их разрабатывать с учетом современных требований.
Высок также уровень инвестиционных рисков в РФ. Инвестору, как отечественному, так и зарубежному, при принятии решения об инвестировании приходится учитывать не только высокие налоги, произвол чиновников, но и повышенные расходы на безопасность, давать взятки, сталкиваться с тем, что покупатели рассчитываются за товары и услуги не живыми деньгами, а бартером или взаимозачетами.
Задача государственных органов состоит в том, чтобы неуклонно улучшать инвестиционный климат в стране, поскольку без решения этой проблемы сложно будет обеспечить экономический рост и решение социальных проблем, сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны.