Инвестиционный климат

С 1985 г. в СССР начались экономические реформы, направленные на формирование рыночной экономики, которые вначале предполагалось осуществлять в рамках модели рыночного социализма.

После распада СССР в России с 1992 г. начала реализовываться модель рыночной экономики либерально-буржуазного типа. Десять лет, прошедшие после начала реформ в России, позволяют оценить некоторые ее итоги.

Некоторые авторы в качестве эффективности реформ считают такой критерий, как создание более или менее жизнеспособного частного сектора, с расширением которого связывают надежды на преодоление отставания от развитых стран и выхода из экономического кризиса.

В рамках либеральной модели создание частного сектора в РФ происходило преимущественно путем приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, и в меньшей степени за счет создания новых частных предприятий. КНР придерживалась модели рыночного социализма, при которой решающая роль в расширении частного сектора принадлежала именно созданию новых предприятий рыночного типа.

Если в качестве оценки эффективности проводимых рыночных реформ в РФ и КНР взять несколько основных макроэкономических показателей, рекомендуемых рядом ученых, таких, как: динамика населения, объем производства товаров и услуг (ВВП в сопоставимых ценах); уровень реальных доходов населения и инфляции (индексов потребительских цен) и сравнить их динамику (темпы изменения с дореформенным периодом), то получим следующие данные (см. табл. 3).

Как следует их данных табл. 3, преимущества в развитии экономики и повышения уровня жизни народа принадлежат модели рыночного социализма.

Таблица 3 Основные показатели экономики* (в %)

Страна, год Население 1990-2000 гг. = ЮОмлн. человек ВВП 1990 г.=100 Реальные денежные доходы населения Индекс потребительских цен (ИПЦ) 1990 г. = 1,0 раз
Россия 98 2      
  144,8      
Белоруссия 98,0 88 8    
  10,0     164,1 тыс.
Украина 95,9 43,2    
КНР 109,7      
        9,4

____________ I

В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г.,Украины -до 47%.

В 2002 г. прирост ВВП прогнозируется правительством РФ в границах 3,6-4,9 %. Темпы роста ВВП недостаточны для усиливающегося отставания России от развитых стран Запада.

В этой связи встала задача перед правительством страны ускоренного роста экономики по отношению к показателям, принятым в подготовленной им среднесрочной программы социального развития страны до 2005 г.

Либеральный подход к реформированию экономики ознаменовался резким спадом инвестиционной активности. Объем инвестиций в производственную сферу постоянно снижался, поэтому инвестиционный кризис, охвативший экономику РФ, можно рассматривать как один из серьезнейших элементов общесистемного кризиса, охватившего экономику России в 90-х гг. XX в.

Спад производства, высокие темпы инфляции, обнищание огромной массы населения не оставляют надежд на преодоление кризиса с помощью либеральной политики и экономики.

Основными отличительными чертами инвестиционного кризиса в России являются:

- резкий спад объемов инвестиций во всех отраслях народного хозяйства и в регионах страны;

- инфляция, обесценивающая собственные источники инвестирования предприятий, повышенная степень риска и подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;

- разрушение основных фондов и производственного потенциала престижных технологий;

низкая конкурентоспособность корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;

- неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса
как строительства, так и отечественного производственного
оборудования.

В мировой практике инвестиции исчисляются как разность между стоимостью произведенной продукции и размером текущего потребления (в статистике стран СНГ, в том числе и РФ, этот показатель называется валовым накоплением). Валовые накопления отражают общий объем сбережений, включающий:

- капиталовложения в производство, социальную сферу;

- капиталовложения в человеческий капитал;

- вложения в индивидуальное жилищное строительство;

- вложения в ценные бумаги и банковские счета;

- сбережения населения «в чулке».

В развитых индустриальных странах эти сбережения, по данным Всемирного банка, составляют в среднем 20-23% ВВП (в ФРГ - 22%, в США - 16%>). Средний темп его прироста в 90-х гг. - соответственно 15-2,5% в год. При быстрых, в сравнении с Европой и Японией темпах роста населения, прирост ВВП там составляет 3-4%> в год, а в расчете на душу населения - 1,5-1,8%

Объем внутренних инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27-30% ВВП (в 1996 г. 2- 1 %).

Для оплаты растущего обьема импорта необходимо увеличивать «дальний» экспорт продукции добывающих отраслей. Поэтому в странах Содружества, несмотря на снижение доли средств, направляемых в производственные инвестиции (с 67% в 1991 г. до 59% в 2000 г.), возросла доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику: в России - с 40 до 57%, на Украине - с 31 до 46%. Увеличилась также доля инвестиций, направляемых в металлургию, но повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность. Россия в 1984-2000 гг. инвестировала в экономику стран ближнего зарубежья немалую сумму - 1,5 млрд. долл. Однако факт ее «инвестиционного присутствия» в большинстве стран нередко рассматривают как угрозу суверенитету и усиление зависимости от России.

Страны Содружества, в том числе и РФ, стремятся удержать традиционные и проникнуть на новые, более привлекательные по условиям торговли сырьевые рынки «третьих стран», сохранить конкурентную способность экспортноориентированных отраслей и производств.

Инвестиционный климат. При инвестировании временно свободного капитала инвесторы должны учитывать самые различные факторы, которые принято объединять понятием «инвестиционный климат». Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в эту страну (регион, отрасль).

Инвестиционный климат может быть охарактеризован рядом параметров:

- политическая и экономическая стабильность;

- правовая защищенность;

- стабильно действующие банковские и страховые системы;

- льготный режим налогообложения;

- таможенные льготы;

- учет специфических интересов иностранных инвесторов и другие. Оценка инвестиционного климата в стране основывается на

анализе входных и выходных параметров, характеризующих ее инвестиционный климат. В качестве выходных параметров инвестиционного климата в стране выступают:

- приток и отток капитала;

- уровень инфляции и процентных ставок;

- доля сбережений в ВВП.

В качестве входных параметров, характеризующих инвестиционный потенциал страны, выступают следующие:

- природные ресурсы и состояние экологии;

- качество рабочей силы;

- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

- политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;

- макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний, долг;

- качество государственного управления, политика центральных и местных властей;

- законодательство, полнота и качество его при регулировании экономической жизни, степень его либеральности;

- уровень соблюдения законности и правопорядка, отсутствие преступности и коррупции;

- защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

- качество банковской системы и других финансовых институтов;

- доступность кредитования;

- открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

- администативные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике.

В РФ некоторые федеральные законы не исполняются на территориях, а региональные законы подчас противоречат федеральным. Такая ситуация негативно сказывается на инвестиционном климате в РФ. Для стратегических инвесторов

особенно важным является вопрос о праве собственности на землю, на которой расположено его предприятие. Важное значение для инвестиционного климата имеет и криминальный фактор. В РФ криминальные структуры могут иметь влияние в реальном секторе экономики, банковской сфере и распределении кредитов. В этих условиях даже отечественные инвесторы могут опасаться вкладывать средства в сферу производства и стремятся разместить их за рубежом.

Россия, по мнению ряда иностранных инвесторов, относится к странам с неблагоприятным инвестиционным климатом. Она входит в зону высокого риска наряду с такими странами, как Индонезия, Пакистан, Ирак. Поэтому создание благоприятного инвестиционного климата является одной из важнейших задач российской законодательной и исполнительной власти.

Инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Именно по соотношению этих параметров судят об инвестиционном климате в стране. Потенциально Россия относится к странам, позволяющим обеспечить высокие доходы на инвестиции. Одним из препятствий к этому является недостаточное наличие грамотно подготовленных инвестиционных проектов и организаций, способных их разрабатывать с учетом современных требований.

Высок также уровень инвестиционных рисков в РФ. Инвестору, как отечественному, так и зарубежному, при принятии решения об инвестировании приходится учитывать не только высокие налоги, произвол чиновников, но и повышенные расходы на безопасность, давать взятки, сталкиваться с тем, что покупатели рассчитываются за товары и услуги не живыми деньгами, а бартером или взаимозачетами.

Задача государственных органов состоит в том, чтобы неуклонно улучшать инвестиционный климат в стране, поскольку без решения этой проблемы сложно будет обеспечить экономический рост и решение социальных проблем, сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: