Российская Федерация планирует ратифицировать Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.), но с некоторыми оговорками.
Они затронут виды налогов, по которым предусматривается взаимное сотрудничество, порядок оказания помощи во взыскании налога, а также ограничения периода оказания такой помощи.
В частности, Российская Федерация планирует ограничить перечень налогов, по которым будет вестись сотрудничество в рамках Конвенции.
В этом перечне:
■ налог на доходы физических лиц;
■ налог на прибыль организаций;
■ налог на имущество организаций;
■ налог на добавленную стоимость;
■ акцизы;
■ транспортный налог;
■ водный налог;
■ налог на добычу полезных ископаемых;
■ налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения;
■ налог на игорный бизнес;
■ земельный налог;
■ налог на имущество физических лиц.
Выделение этих налогов вполне логично, это виды обязательных платежей, предусмотренные ст. 13—15 Налогового кодекса РФ (исключение — госпошлина и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов). Вывод за рамки ратифицированной Конвенции иных налогов, в ней перечисленных, позволит российским налоговым органам не отвечать на запросы государств — участников Конвенции по обмену информацией, а также взысканию задолженности и проведению проверок в отношении неназванных налогов.
Важной для РФ является предусмотренная Конвенцией возможность оказания помощи в сборе налоговой задолженности. В настоящее время у наших фискальных органов нет возможности взыскать с иностранной организации имеющуюся у нее задолженность по налогам в российский бюджет, если у такой организации нет имущества на территории России.
Сегодня общий объем налоговой задолженности иностранных компаний перед российским бюджетом превышает 6 млрд. руб. (Приложение 2 к пояснительной записке к законопроекту). «Рекордсменами» являются канадские фирмы, они не доплатили в российский бюджет около 1,3 млрд. руб. Немного отстали от них турецкие (около 1,2 млрд. руб.) и американские компании (1,1 млрд. руб.). Наибольшее количество организаций-должников имеют юрисдикцию Соединенного Королевства — около 500 компаний.
Вторая оговорка позволит России не оказывать помощь по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов, перечисленных в Конвенции. В частности, Россия пока не планирует оказывать какую-либо помощь в отношении налогов на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени госструктур или местных органов власти других стран, обязательных взносов на соцзащиту, налогов на имущество, полученное в порядке наследования или дарения, налогов на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства. Объясняется это тем, что в российском законодательстве нет механизма взыскания трансграничной задолженности. И поскольку наша страна фактически не сможет воспользоваться преференциями, которые предоставляет участие в Конвенции, Россия не планирует и принимать на себя невыполнимые обязательства.
После ратификации Конвенции России потребуется заключение международных договоров непосредственно со странами — участницами Конвенции.
Третья оговорка касается ограничения срока правовой помощи для налоговых периодов, предшествующих ратификации Конвенции, в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права страны — участницы Конвенции. Для такой помощи планируется установить исключительно трехлетний предшествующий период. Это необходимо РФ для того, чтобы ограничить общее количество направляемых в адрес российских налоговых органов требований в рамках административной помощи, относящейся к налогам.
В настоящее время действует Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами. К их числу относится большинство государств: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Египет, США, Франция, Армения, Азербайджан, Белоруссия и др.
Кроме того, Приказом Минфина России утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) – Ангилья; Княжество Андорра; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Гибралтар; Гренада; Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь); Мальдивская Республика; Республика Мальта и др.
К числу важнейших нормативных актов в сфере международных налоговых отношений, действующих на территории РФ, относятся: Письмо Минфина России от 09.04.14 № 03-00-РЗ/16236 "О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения"; Письмо Минфина России от 24.03.2014г. № 03-08-РЗ/12851 "О порядке налогообложения дохода белорусской организации от лизинговых операций"; Письмо Минфина России от 24.03.2014г. № 03-08-РЗ/12843 "О порядке налогообложения прибыли организаций в случае оказания российской компанией услуг японской организации"; Письмо Минфина России от 06.03.2014 № 03-08-РЗ/9491 "О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на рекламу российской организации, одним из учредителей которой является резидент Германии" и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие наиболее актуальные международные соглашения в сфере налогообложения в настоящее время вы знаете?
2. Что такое двойное налогообложение при МЭО?
3. Какие международные соглашения в сфере международного сотрудничества по вопросам борьбы против уклонения от налогов вы знаете?
4. Какова сфера деятельности Международной налоговой ассоциации в настоящее время?
5. В каких международных соглашениях в сфере налогообложения в настоящее время участвует Россия?