Налогообложение услуг в сфере международных банковских отношений

За годы функционирования налогообложения банков российская налоговая система во многом приобрела признаки европейских налоговых систем, так как создавалась в основном на базе зарубежного опыта с учетом специфики развития российской экономики. Однако в реальности имеют место значительные отличия действующего в России налогового законодательства от зарубежного, в связи с чем актуальным является вопрос изучения зарубежного опыта налогообложения коммерческих банков.

Банки являются непростыми участниками налоговых правоотношений, которым принадлежит особая роль в финансово-кредитной сфере и экономической системе страны. Посредническая миссия банков в экономической системе позволяет налоговым органам в установленном порядке использовать банковскую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, принуждения налогоплательщика выполнять свои обязательства перед государством и его бюджетной системой.

Налоговые органы постоянно нуждаются в информации, необходимой для проверки правильности расчетов по налогам и сборам и своевременности платежей по ним, осуществляемых налогоплательщиками или налоговыми агентами. Такой информацией обладают банки, куда и обращаются налоговые органы в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ. Банки обязаны выдавать справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика - клиента банка, в т. ч. - иностранного (организации, индивидуального предпринимателя) по письменному мотивированному запросу налогового органа.

Как правило, налоговому органу при проведении налогового контроля необходимы выписки по операциям на счетах налогоплательщика, о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах) на расчетном (текущем), валютном и других счетах с указанием отправителей и получателей. Сведения о банковских операциях и счетах организаций и индивидуальных предпринимателей представляются налоговому органу в течение пяти дней после получения запроса. За непредставление документов по мотивированному запросу налоговых органов с банка взыскивается штраф (ст. 135.1 НК РФ).

У банков как финансовых посредников возникают обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков: банки открывают расчетные и иные счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 86 НК РФ).

Для полноты раскрытия проблемы реформирования налогового бремени банков необходимо рассмотреть зарубежный опыт. Это еще актуально и в связи с тем, что российская банковская система делает попытки влиться в международные банковские ассоциации.

Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах Запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:

- корпоративный налог на прибыль (37,5%);

- местный налог на прибыль (12,6%);

- местный душевой налог (7,76%).

С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%. В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, а при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.
Во Франции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.
В Великобритании банк уплачивает 33 - 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций. В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. она была снижена с 46 до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.

На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов, с которых подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков (как и при налогообложении корпораций) в США в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем что налогообложение банков в США происходит подобно налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков Штатами.

Общая схема налогообложения корпорации имеет следующий вид:

- определяется доход;

- из суммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход;

- производятся вычеты для исчисления облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются особые ставки налога.

Обычные коммерческие исключения - расходы, произведенные для получения дохода:

- амортизация производственного оборудования;

- выплата процентов по кредитам;

- безнадежные долги;

- заработная плата и премии служащих.

Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены. Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширять применение исключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизации производственного оборудования:

- определяется сумма налога;

- из определенной суммы налога, перечисляемого службе внутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами.

Существует достаточно большое количество льгот, но самой важной для крупных коммерческих предприятий считается льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом.

Следует подчеркнуть, что недоплата налогов в американской практике наказуема, поэтому расчет налогов на уровне коммерческого банка (либо корпорации), банковской холдинговой компании представляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтеров и руководителей. Практика налогообложения банков (как и иных корпораций) в США основана на том, что если они имеют доход, то минимальный налог, существенно пересмотренный в 1986 г., все равно должен быть уплачен. Наряду с этим в США существуют нормы об объединении дохода взаимосвязанных корпораций, а также о налогообложении при слиянии и приобретении.
Таким образом, американские банки обычно облагаются налогом по той же схеме, что и корпорации. Но, так как деятельность коммерческих банков имеет определенные особенности, в США существует несколько норм, имеющих отношение только к коммерческим операциям банков. К их числу следует отнести:

- резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами;

- операционные убытки;

- ограниченные исключения из правил определения рынка;

- отложенные доходы от деятельности в другой стране;

- льготы по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом;

- альтернативный минимальный налог.

Таким образом, ставки налогов на доходы банков в развитых странах по сравнению с действующей в России ставкой налога на прибыль велики. В целом можно говорить, что такая ситуация должна подтолкнуть банковский сектор к развитию. Однако проблемы могут возникнуть в промышленном секторе экономики - главном потребителе банковских услуг, где произошло снижение налоговой ставки для промышленных предприятий, что может подтолкнуть и их к развитию.
Следует отметить, что нецелесообразно держать ставки налога на прибыль для банков постоянно на таком низком уровне. С оздоровлением банковской системы их следует поднять исходя из зарубежного опыта, однако следует ввести некоторые налоговые льготы, в особенности для малых и только что созданных банков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: