Требования надзора за исполнением законов органами ОРД и методы надзора

Ограничения прокуроров - надзор в данной сфере вправе осуществлять в соответствии со ст. 21 закона «О оперативно-розыскной деятельности» Ген Прокурор и уполномоченные им прокуратуры. Приказ № 56 от 25.04.00:

• Ген Прокурор;

• Прокуроры субъектов;

• прокуратуры городов, районов.

и их заместители.

Также в Ген Прокуратуре уполномоченными прокурорами является начальники управления и отделов и старшие помощники Ген Прокурора.

В отношении прокуроров нижестоящих звеньев определяют прокуратуры субъектов. Чаще всего, заместители, руководители отделов и управлений, а также один работник прокуратуры района, города.

Особое значение придается созданию условий для неразглашения сведений, полученных в результате ОРД, постоянно необходимо проводить проверки в месте нахождения органов ОРД. Возможна проверка и в самой прокуратуре, но должны быть созданы условия.

Методы

Свою деятельность по осуществлению данного надзора можно разбить:

• действия, связанные с поступившие прокурору информации в виде жалоб, обращений;

• проверка (регулярной, постоянной) установленного порядка проведения ОРМ и законности
принимаемых при этом решений.

Знание достаточной степени подробности закона «Об ОРД» и ряда других нормативных актов.

Закон «Об ОРД» содержит отсылку к ведомственным нормативным актам. Цели, которые становятся перед органами ОРД определяются не только в законе, но и в других законодательных актах. Законом «О милиции», «О ФСБ» и т.д., то при проверке целесообразности прокурор должен определить насколько это соответствует не только целям, которые в законе, но и ведомственным целям, определенным в специальных законах.

Круг нормативных актов очень широкий:-).

Жалоб применительно к первому кругу действий широк.

Рекомендации относительно основания проведения проверок:

1. поступление жалоб граждан и обращений должностных лиц;

2. неэффективная деятельность органов ОРД (по результатам нераскрытых уголовных деяний
или о ненадлежащем реагировании на поручения следователя);

3. неэффективность деятельности при изучении состояния законности в этой сфере выявления
выявляются отрицательные результаты в работе по выявлению преступлений, их
раскрытию отсутствие успеха в розыске подозреваемых, обвиняемых, лиц, пропавших без
вести;

плановые проверки по указанию вышестоящего прокурора. Методы проверок заметно различаются в зависимости от направленности проверок Две группы проверок:

1- проверка, направленная на выявление нарушений законов при раскрытии преступлений;

2. проверка, направленная на выявление нарушений законов при розыске лиц.

(1) Рекомендации при проведении проверок первой группы:

1. изучить статистические показатели, характеризующие динамику преступности в целом или
отдельных преступлений в определенный период времени на определенной местности;

2. из этого объема преступлений установить количество преступлений, выявленных в
процессе ОРД;

3. изучить оперативные и служебные документы, отражающие результаты ОРД по выявлению
преступления (дела оперативного учета)

При проведении проверок в соответствии с Приказом № 56 рекомендуется обращать внимание на следующие признаки ОРД:

1. проверять соответствие проведенной ОРД назначению и задачам этой деятельности, в
частности закрепленные в ст. 2 закона «О ОРД», необходимо учитывать принципы ОРД;

2. осуществляют ли ОРД уполномоченные на то органы. Перечень органов - ст. 30 закона
«Об ОРД». Перечень исчерпывающий и может быть изменен лишь законом «Об ОРД»;

3. соответствует ли проведенные ОРМ перечню указанному в ст. 6 закона «Об ОРД».
Перечень исчерпывающий;

4. соблюдение гарантий прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ:

• ограничение неприкосновенности частной жизни;

• ограничение корреспонденции;

• и т.д.

Прокурор проверяет наличие оснований для проведения таких ОРМ.

Проведение ОРД должно обеспечить сохранение сведений о частной жизни граждан, не должно умолять честь и доброе имя граждан.

Соблюдение требований добросовестности деятельности негласных штатных сотрудников.

Прокурор проверяет основания, порядок проведения конкретных ОРМ. Общие основания указанны в ст. 7 закона «Об ОРД»:

• поступление информации;

• показания свидетеля;

• и т.д.

Часто требуются особые условия для конкретного ОРМ: условия конкретного преступления, требование обеспечения безопасности лиц и т.д.

По ряду ОРМ требуется вынесение специального постановления руководителя органа ОРД. Отсутствие основания, несоблюдение порядка влечет обязанность прокурора вмешаться путем вынесения акта для отмены постановления, восстановления нарушенных прав.

Прокурор, кроме как на нарушения, выразившиеся в незаконных действиях, обязан реагировать и на нарушения в форме бездействия.

Итоги осуществления надзорных мероприятий прокурор отражает в статистическом отчете, который заполняется по правилам секретного делопроизводства за полугодие и за год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: