Собственность может переходить к государству на основании Закона о национализации.
Право государства лишить то или иное лицо его собственности «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом» признано в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы.
Решение о принудительном обращении имущества в государственную собственность в порядке национализации, как правило, принимается:
1. на основе закона, определяющего цели, основания и порядок проведения национализации конкретного имущества,
2. либо рамочного закона о национализации, который определяет порядок обращения имущества на национальном уровне, а также требования к законам о национализации на субнациональном уровне (принимаемых в странах с федеративным устройством) и специальным законом, определяющим цели, основания и порядок обращения конкретного имущества.
Решение о национализации принимается одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть бюджета.
Цели:
1. Сохранение отраслей, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности страны или необходимых обществу, но в которые частный капитал не идет из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.
2. (инфраструктура, атомная промышленность и др.)
Для нашей страны характерно преобладание морально и физически устаревшего оборудования (80%).
В нашей стране порой ставится под сомнение необходимость деятельности государстыва в качестве субъекта хозяйствоывания по причине якобы изначально более низких экономических результатов работы государственных предприятий по сравнению с частными..
Однако игнорируется:
1. в России неэффективно управляются объекты всех форм собственности (половина приватизированных являются убыточными). Вспышки эффективности связаны с качеством управления, а не с тем в чьих руках собственность.
2. не проводится различие между государственными предприятиями, целью деятельности которых является извлечение максимальной прибыли и государственными предприятиями, входящими в некоммерческий государственный сектор.
Цель 2
Выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей путем включения их в государственный сектор
Цель 3 Обеспечение экологической безопасности страны.
Цель 4 Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий.
На Западе прибегали к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами.
Цель 5 Осуществление структурной пекрестройки народного хозяйства (если нельзя провести частным капиталом с помощью государственного вмешательства) Россия –сырьевая, это плохо.
Цель 6
Пресечение незаконного вывода прибылей из страны.
Цель 7
Установление контроля в экстремальных ситуациях за использованием финансовых ресурсов.
Цель 8
Обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом.
Основания национализации
1. Угроза экономической и национально-государственной безопасности страны.
2. Загрязнение частными предприятиями окружающей среды, наносящей угрозу экологической безопасности страны.
3. Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы.
4. Доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции или услуг, которое не может быть преодолено вследствие его положения как естественной монополии или в силу других причин.
5. Незаконный перевод прибылей за границу.
6. Изменение профиля приватизированного предприятия (в случае, когда это изменение противоречит общественным интересам)
7. Иные основания, определенные законодательством о национализации.
Объекты национализации
1. Изначально частные предприятия, подлежащие национализации.
2. Ранее приватизированные предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.
Условия проведения национализации
1. Без возмещения стоимости в качестве карательной меры.
Национализация «Рено» и «Гном и Рон», владельцы которых активно сотрудничали с немецкими оккупантами (Л.Рено умер, узнав)
2. С возмещением стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у его собственников в результате национализации, в порядке установленном законодательством.
П.3 ст. 35 Конституции РФ – «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Это противоречит многим международным актам. Европейская конвенция по правам человека, принятая Советом Европы: не гарантирует право на получение полной компенсации при любых обстоятельствах, поскольку законные интересы общества могут требовать выплаты возмещения в сумме ниже полной рыночной стоимости.
Размеры возмещения
Могут быть различными в зависимости от того, о какой собственности идет речь:
1. Если дело касается национализации изначально частной собственности, созданной ее владельцами (или с помощью их капитала), возмещение может быть определено исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственников.
2. Обращение в государственну собственность приватизированного ранее имущества, полученного его новыми владельцами, как правило, по сильно заниженным ценам.
В этом случае размеры возмещения могут быть определены исходя из сумм, выплаченных новыми владельцами во время приватизации с учетом коэффициента инфляции и «улучшений», произведенных новыми собственниками или ущерба.
Формы возмещения.
Мировая практика показывает, что они могут быть самыми разными:
1. Выплаты в денежной форме в порядке, установленном законодательством.
2. С согласия лиц, обладающих правами на имущество возмещение может быть выплачено в иной форме
В виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательством о национализации.
3. В иных формах, установленных законодательством страны.
Возникновение прав:
Распоряжения – с момента вступления в силу закона о национализации данного имущества.
Собственности –
- с момента вступления в силу закона (если без возмещения стоимости)
- после возмещения стоимости
Статус национализированных предприятий
1. ГУП на праве хозяйственного ведения
2. ГУП на праве оперативного управления
Законодательство зарубежных стран
1. казенное (госбюджетное) предприятие, управляемое соответствующим министерством (ведомством) и финансируемое из государственного бюджета.
2. публичная корпорация, работающая в режиме, близком к традиционной частной фирме. Такая корпорация, подотчетная парламенту и правительству (последнее назначает ее руководящий состав), обладает производственной и финансовой автономией в рамках полномочий, предоставленных ей специальным парламентским актом.
3. смешанное общество с долей государственного участия («Эр Франс»)