Тема 21. Основы общей морфологии (2 часа)

Морфология как часть грамматики. Грамматическое значение и способы его выражения. Синтетические и аналитические языки. Принципы грамматической классификации слов (частей речи). Система частей речи современного русского языка. Исторические изменения в морфологической системе языка.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить систему частей речи русского языка, грамматические категории.

Тема 22. Основы общего синтаксиса (2 часа)

Синтаксические единицы. Словосочетание. Типология словосочетаний. Понятие предикативности. Предложение как основная единица синтаксического анализа. Пропозициональная (предикатно-актантная) структура. Предикационная (субъектно-предикатная) и субъектно-объектная структуры. Актуализационные структуры, связанные с идентификацией предметов, темой высказывания. Интенциональная структура предложения. Основные средства выражения синтаксических связей и функций. Синтаксическая типология языков. Синтаксис и пунктуация.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить основные положения русского синтаксиса.

Тема 23. Современный русский язык: инновации и традиции (2часа)

Общие принципы методологии и методики исследования русского языка. Природа метода. Метод и методология. Методологические принципы исследования языковых фактов. Принципы построения научной теории. О синхронном и диахроническом аспектах изучения русского языка. Система современного русского языка и ее уровни. Понятия "система" и "систематизация" языковых фактов.

Задания для подготовки к лекции:

Систематизировать знания о единицах современного русского языка и методах их анализа.

Практические занятия

Раздел I

Модуль 1

Практическое занятие 1

(интерактивная беседа, метод проектов – демонстрация и модель самостоятельно работы студентов над проектом)

Тема 1: Язык как объект языкознания (2 часа)

План занятия

1. Языкознание как система наук о языке и языках.

2. Проблема терминологии общего языкознания.

3. Место языкознания в системе других лингвистических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

4. Проект о конкретном языке мира (демонстрация презентации и видеофильма преподавателем, модель самостоятельно работы студентов над проектом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: