Морфология как часть грамматики. Грамматическое значение и способы его выражения. Синтетические и аналитические языки. Принципы грамматической классификации слов (частей речи). Система частей речи современного русского языка. Исторические изменения в морфологической системе языка.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить систему частей речи русского языка, грамматические категории.
Тема 22. Основы общего синтаксиса (2 часа)
Синтаксические единицы. Словосочетание. Типология словосочетаний. Понятие предикативности. Предложение как основная единица синтаксического анализа. Пропозициональная (предикатно-актантная) структура. Предикационная (субъектно-предикатная) и субъектно-объектная структуры. Актуализационные структуры, связанные с идентификацией предметов, темой высказывания. Интенциональная структура предложения. Основные средства выражения синтаксических связей и функций. Синтаксическая типология языков. Синтаксис и пунктуация.
Задания для подготовки к лекции:
|
|
Повторить основные положения русского синтаксиса.
Тема 23. Современный русский язык: инновации и традиции (2часа)
Общие принципы методологии и методики исследования русского языка. Природа метода. Метод и методология. Методологические принципы исследования языковых фактов. Принципы построения научной теории. О синхронном и диахроническом аспектах изучения русского языка. Система современного русского языка и ее уровни. Понятия "система" и "систематизация" языковых фактов.
Задания для подготовки к лекции:
Систематизировать знания о единицах современного русского языка и методах их анализа.
Практические занятия
Раздел I
Модуль 1
Практическое занятие 1
(интерактивная беседа, метод проектов – демонстрация и модель самостоятельно работы студентов над проектом)
Тема 1: Язык как объект языкознания (2 часа)
План занятия
1. Языкознание как система наук о языке и языках.
2. Проблема терминологии общего языкознания.
3. Место языкознания в системе других лингвистических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
4. Проект о конкретном языке мира (демонстрация презентации и видеофильма преподавателем, модель самостоятельно работы студентов над проектом).