Практическое занятие 7

(беседа, графическая работа в малых группах, тестирование)

Тема 4: Основные дихотомии, язык и речь(2 часа)

План занятия

1. Понятие дихотомии в философии и в лингвистике.

2. Синхрония и диахрония.

3. Парадигма и синтагма.

4. Язык и речь.

5. Разграничение языка и речи в концепции Ф. де Соссюра.

6. Язык и речь в интерпретации Л.В. Щербы.

7. Дихотомия язык и речь в современной лингвистике.

8. Рубежный контроль – тестирование по темам Модуля №1.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. На основе изученного курса «Логика» уточнить понятие дихотомии применительно к языку как разновидности категориальной классификации, позволяющей точнее описать феномен языка.

2. Подготовиться к рубежному контролю (тестирование) по материалам лекций и практических занятий, а также самостоятельного освоения соответствующей литературы.

Модуль №2

Практическое занятие 8

Тема5: Основные методы и направления в языкознании(2 часа)

(беседа, терминологическая работа в малых группах)

План занятия

  1. Описательный метод и описательное языкознание.
  2. Таксономический метод и таксономия.
  3. Сравнительно-исторический метод и компаративистика.
  4. Системно-структурный метод и структурализм.
  5. Ареальный метод и лингвогеография.
  6. Типологический метод и типология.
  7. Методика количественного анализа.

Задания для подготовки к практическому занятию

  1. Повторить основные методы, изученные в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и сопоставить с методами языкознания.
  2. Из учебной литературы и словарей выписать дефиниции методов, подобрать примеры.

Практическое занятие 9

(беседа, графическая работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)

Тема 6: Основы контрастивного языкознания (2 часа)

План занятия

  1. Принципы сравнительно-исторического языкознания.
  2. Дивергенция и конвергенция языков.

3. Генеалогическая классификация языков.

4. Понятие языковой семьи, языковой группы и подгруппы.

5. Индоевропейская семья языков.

6. Лингвистическая карта мира.

7. Языки народов России.

Задания для подготовки к практическому занятию

  1. Систематизировать знания по генеалогической классификации языков (для практической работы иметь распечатку генеалогической классификации языков и цветные карандаши или маркеры).
  2. Практически освоить методы поиска по электронным ресурсам материалов для составления лингвистической карты России.

Проекты, презентации, рефераты

  1. Коллективный проект «Лингвистическая карта России».
  2. Презентация одного из естественных языков (индивидуальный проект).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: