(беседа, графическая работа в малых группах, тестирование)
Тема 4: Основные дихотомии, язык и речь(2 часа)
План занятия
1. Понятие дихотомии в философии и в лингвистике.
2. Синхрония и диахрония.
3. Парадигма и синтагма.
4. Язык и речь.
5. Разграничение языка и речи в концепции Ф. де Соссюра.
6. Язык и речь в интерпретации Л.В. Щербы.
7. Дихотомия язык и речь в современной лингвистике.
8. Рубежный контроль – тестирование по темам Модуля №1.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. На основе изученного курса «Логика» уточнить понятие дихотомии применительно к языку как разновидности категориальной классификации, позволяющей точнее описать феномен языка.
2. Подготовиться к рубежному контролю (тестирование) по материалам лекций и практических занятий, а также самостоятельного освоения соответствующей литературы.
Модуль №2
Практическое занятие 8
Тема5: Основные методы и направления в языкознании(2 часа)
(беседа, терминологическая работа в малых группах)
План занятия
- Описательный метод и описательное языкознание.
- Таксономический метод и таксономия.
- Сравнительно-исторический метод и компаративистика.
- Системно-структурный метод и структурализм.
- Ареальный метод и лингвогеография.
- Типологический метод и типология.
- Методика количественного анализа.
Задания для подготовки к практическому занятию
- Повторить основные методы, изученные в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и сопоставить с методами языкознания.
- Из учебной литературы и словарей выписать дефиниции методов, подобрать примеры.
Практическое занятие 9
(беседа, графическая работа в малых группах, метод проектов, практика публичного выступления)
Тема 6: Основы контрастивного языкознания (2 часа)
План занятия
- Принципы сравнительно-исторического языкознания.
- Дивергенция и конвергенция языков.
3. Генеалогическая классификация языков.
4. Понятие языковой семьи, языковой группы и подгруппы.
5. Индоевропейская семья языков.
6. Лингвистическая карта мира.
7. Языки народов России.
Задания для подготовки к практическому занятию
- Систематизировать знания по генеалогической классификации языков (для практической работы иметь распечатку генеалогической классификации языков и цветные карандаши или маркеры).
- Практически освоить методы поиска по электронным ресурсам материалов для составления лингвистической карты России.
Проекты, презентации, рефераты
- Коллективный проект «Лингвистическая карта России».
- Презентация одного из естественных языков (индивидуальный проект).