Прочитайте выдержки из работ А.А. Потебни «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике»,размещенные на электронном ресурсе recheved@mail.ru. Найдите ответы на поставленные вопросы и составьте краткий конспект (конспект может быть традиционным и электронным, с таблицей, с текстовым выделением и рубрикацией отдельных положений).
Проекты, презентации, рефераты
1. Лингвистические взгляды Г. Штейнталя.
2. Лингвистические взгляды В. Вундта.
Практическое занятие 17
(техника «аквариума», работа в малых группах, практика публичных выступлений)
Тема 13: Лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ (2 часа)
План занятия
1. Методологическая основа концепции И.А. Бодуэна де Куртенэ.
2. Что в понимании сущности языка отличает Казанскую лингвистическую школу от других направлений в языкознании (Х. Штейнталя, младограмматиков, А.А. Потебни)?
3. Учение о фонеме и морфеме. Актуальность идей И.А. Бодуэна де Куртенэ.
4. И.А. Бодуэн де Куртенэ о социальной природе языка, о законах и факторах развития языка.
|
|
5. И.А. Бодуэн де Куртенэ о разделах лингвистики и задачах общего языкознания. Какие особенности языкознания будущего он предвидел и что из его прогнозов осуществилось в лингвистике XX века?
Задания для подготовки к практическому занятию
1.Подготовиться к «аквариуму», в соответствии с распределением по группам:
1 группа – младограмматики,
2 группа – защитники идей Х. Штейнталя,
3 группа – сторонники А.А. Потебни,
4 группа – представители Казанской лингвистической школы.
Участники каждой группы обсуждают проблемы своего направления и выбирают представителя, который будет отстаивать их точку зрения на язык публично, на практическом занятии.
Роли в группе: «Ведущий» – его задача – организовать обсуждение вопросов и вовлечь всех членов группы в работу; «Аналитик» – задаёт вопросы студентам по ходу обсуждения проблемы; «Протоколист» – фиксирует всё, что относится к решению поставленной задачи; «Наблюдатель» – оценивает участие каждого члена группы.
2.Подготовить презентации индивидуальных проектов.
Проекты, презентации, рефераты
1. Младограмматическое направление в языкознании.
2. Обзор работы И.А. Бодуэна де Куртенэ. «Некоторые общие замечания о языковедении и языке» (на электронном ресурсе recheved@mail.ru).
3. Казанская школа языкознания.
Практическое занятие 18
(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, практика публичных выступлений)