Проблема интерпретации мифа (Гадамер) Миф и сказка

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

В обыденном мышлении существует мнение, что миф и сказка это одно и тоже. На самом деле это неверное мнение. Владимир Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» пытается расширить рамки изучения и найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку. Сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни, множество обрядов и обычаев. Обряд в сказке часто переосмысливается и ему придается противоположный смысл, например, был обычай приносить девушку в жертву реке, потому что от реки зависела жизнь людей. В сказке герой освобождает девушку от чудовища. В действительности, в эпоху существования обряда «освободитель» был бы жестоко наказан. Эти факты позволяют сделать выводы, что сказка создавалась и развивалась не параллельно с обрядом, а значительно позже, она вырастает из обрядов и мифов. Часто сюжет сказки выражает отрицательное отношение к бывшей действительности. Действия, считавшиеся нормой в прошлом, переосмысливаются и находят свое выражение в сказке. Сюжет сказки возникает не эволюционном путем прямого отражения действительности, а путем отрицания её. Бывают случаи, когда из объясняемого явления оказывается, объясняющим, т.е. может быть источником для изучения обряда.

Рассматривая отношения сказки к мифу В. Пропп выводит следующее определение: «Миф—рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит». Рассказы о Геракле очень близки к сказке, но Геракл был божеством, которому воздавался культ, а герой сказки, подобно Гераклу, отправляющемуся за золотыми яблоками, является героем художественного произведения. Таким образом, миф и сказка отличаются не по своей форме, а по социальной функции. Социальная функции мифа не всегда одинаковая и зависит от степени развития культуры народа. Мифы народов недошедших до государственности это одно явление, мифы древних государств, известных через литературу, совсем другое. Мифы дают ключ к пониманию сказки. Из всего сказанного видно, что при попытке найти основы сказочных образов и сюжетов в реальной действительности прошлого, мы неизбежно прибегаем к мифам и обрядам. Миф и обряд являются продуктом первобытного мышления. Обряды, мифы, некоторые социальные институты являются досказочными образованиями, через которые возможно объяснить сказку, которая, безусловно, впитала в себя некоторые элементы первобытной социальной культурной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: