Каноны древнеегипетского искусства

Египетское искусство имело множество специфических черт. Оно создавалось не для повседневного просмотра, а для вечности. Статус художника высоко ценился. Это были люди, которые владели сакральным знанием о жизни на земле и о существовании после смерти. Они имели точное представление о том, как изобразить человека, готовящегося перейти в мир вечности. Показать человека нужно было достаточно точно, поскольку считалось, что душа умершего окажется в каком-либо изображении умершего, поэтому, чем точнее изображение, тем легче душа найдет путь к своему пристанищу. У египтян было представление, что человек обладает не одной душой, а одной настоящей и множеством душ двойников. У каждой души было свое предназначение, свои обязанности. Каждой душе нужно было обеспечить место для вечного существования. Поэтому в погребальных камерах мы находим множество образов умершего человека, выполненных с учётом ряда правил − канонов:

− все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно передать цвет всех вещей и изображений человека и животных. Все это должно было быть реально похожим;

− художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;

− на египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций. Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность;

−очень часто в скульптуре использовалось инкрустирование зрачка. До нас дошли три бюста Нефертити. На одном из бюстов глаз не инкрустирован. Это было связанно с тем, что второй зрачок инкрустировался только после того, когда человек умирал. Этот сакральный акт давал возможность человеку перейти из мира живых в мир вечности;

− в изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали по-разному. Живого изображали с руками, опущенными в низ, а человека умершего изображали в виде мумии, т.е. со скрещенными на груди руками;

− чем значимей был человек, тем большей по размеру изображалась его фигура. Разница в изображении подчеркивала социальную иерархию, социальную значимость изображенной фигуры.

− если человека изображали в полный рост, то лицо и ноги нужно было обязательно изобразить в профиль, а грудь развернуть в фас, чтобы сердце было повернуто к зрителю. Профильное изображение подчёркивало, что человек одной частью своего тела принадлежит земле, а второй − вечности.

− египтяне не имели представления о перспективе, не могли показать мир объемным. Они понимали, что есть вещи, которые расположены ближе, а есть вещи, которые расположены далеко, и их надо поместить по-разному на рельефе. Предметы, которые были ближе, располагались внизу рельефа, а предметы, которые были далекими, располагались выше.

В египетском искусстве мы видим постоянное сочетание рисунка и иероглифа. Египетские иероглифы нередко сопровождают тот или иной сюжет. Чаще всего иероглифы наносят по периметру рельефа. Сочетание рисунка с иероглифом называется пиктографией. Пиктограммы были значительным шагом к формированию египетской письменности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: