Режиссер и коллектив

Уже говорилось, что смысл и цель профессии оперного ре­жиссера определяется организацией им идейно-художественного комплекса — спектакля, в котором принимают участие предста­вители разнообразных творческих профессий: музыканты, певцы, танцоры, актеры, художники... Профессия всегда отражается на человеке, его характере, интересах. В современном оперном теат­ре, в самой трудовой организации его скрыты известные творче­ские трудности. Административное деление на цехи (солисты, хор, оркестр, балет, обслуживающий персонал, администрация и т.д.) и обособленность интересов отдельных групп не могут не отражаться на художественном процессе и его результатах. Для режиссера, стремящегося в интересах создания оперного синтеза к консолидации отдельных специалистов в едином творческом процессе, эта обособленность — одно из трудноодолимых пре­пятствий.

В деятельности Московского камерного музыкального теат­ра, в большей мере носящей экспериментальный и новаторский характер, никого не смущает, когда артист оркестра принимает участие в сценическом действии, а фамилия бутафора или рабо­чего сцены появляется на афише как фамилия художника спек­такля, когда артист, исполняющий сегодня в спектакле главную роль, завтра окажется участником хора, выступит в пластической сцене или в качестве чтеца. В самой творческой программе, а от­сюда и в организации этого театра заложены условия создания оперного синтеза: в профессиональные обязанности актера-певца входит не только умение танцевать и владеть сценической речью, но при необходимости и жонглировать. Однако это особые условия, продиктованные художественной целью театра, вытекающие из самого характера его деятельности, доступные благодаря ка­мерности репертуара и состава участников. «Кредо», обусловив­шее все стороны творческой жизни театра, естественно, сказыва­ется на художественных результатах работы коллектива.

Однако режиссер сделает ошибку, если попытается админи­стративно насаждать в оперном театре обычного типа подобную организационную специфику. Консолидация искусств, их взаи­мовлияние должны здесь зарождаться в сфере объединения ху­дожественных интересов разных групп во имя концепции спек­такля. Подобно тому, как взаимопонимание режиссера, дириже­ра, актера-певца, художника возникает на почве общей художест­венной и идейной заинтересованности в постановке, так и консо­лидация всего коллектива может быть результатом взаимопро­никновения отдельных групп в смысл и направленность работы друг друга, заинтересованности всех и каждого в общем худо­жественном результате. Это повлияет на трудовой процесс, а да­лее и на организацию производства.

Среди замечательных традиций русского и советского театра есть взгляд на театр как на коллектив, сплоченный единой идеей. Вредные влияния западного театра, организация системы так на­зываемых «звезд», когда интересы театра подчинены личным вкусам «знаменитостей» (а их часто искусственно создают для приманки обывателей), чужды советскому театру не только в мо­рально-этическом, но и художественном отношении. Наличие в театре «звезд» нарушает этику, столь важную в искусстве театра, противопоставляет членов коллектива друг другу. «Звезды» бле­щут лишь на темном небе, при солнце они пропадают. Поэтому артисты, сознательно или бессознательно заботящиеся о «звезд­ном престиже», стараются понизить общий уровень искусства коллектива. Это лишний раз доказывает, что вопросы этики в те­атре тесно связаны с вопросами организации и требуют от режис­сера пристального и непрерывного внимания. Создание трудово­го климата в театральном коллективе— важный фактор успеш­ной работы театра.

Режиссеру надо воспитать в себе чувство организационной объективности и такта. Вопросам этим посвящены многие муд­рые страницы в книгах К. С. Станиславского. Они тем более драгоценны, что основаны на стройной теории воспитания актера и каждодневной практике театра. Будущему режиссеру эти поло­жения следует не только знать, по ним надо перманентно сверять характер своего поведения в театре, требования к коллективу и в отдельности к каждому актеру.

Коллектив театра состоит из многих индивидуальностей, многих и разных характеров. Объединить их может лишь единая, принципиальная цель, а не сиюминутный, скоро проходящий ин­терес. В театре людей объединяет общий труд. Участники одного спектакля обычно сплачиваются общим интересом — его опре­деляет спектакль. Зато другие члены труппы могут смотреть на эту работу «со стороны» — кто с завистью, кто намеренно рав­нодушно, а кто и вызывающе презрительно. Актеры легко под­даются действию разлагающих «мнений» и слухов. Замечено, что мало занятые в работе над новыми спектаклями артисты (часто по их же вине или беде) пытаются и, увы, небезуспешно приме­нять отнюдь не творческие способы противопоставления своих, подчас рутинных, навыков и принципов деятельности театра. Их можно понять. И режиссеру следует это учитывать при планиро­вании производства. Общий творческий интерес и труд — глав­ные средства цементирования коллектива. Вряд ли стоит подчер­кивать, какую огромную роль играет при этом культурный и идейный уровень членов коллектива, их способность разбираться в прогрессивных и отсталых веяниях, вкусах, тенденциях, опре­деляющих театральную жизнь.

В оперном театре, раздробленном на цехи с разными профес­сиональными задачами и интересами, чуткое и непрерывное вни­мание к постановке общей цели играет первостепенную роль. И это, как показала жизнь, дело режиссера. Обратите внимание на то, что организация новых театральных коллективов (в том числе и музыкальных), как правило, обусловлена деятельностью и ху­дожественно-идейными тенденциями режиссера. Мы не можем назвать ни одного музыкального театра, созданного в этом веке, скажем, дирижером, актером или иным деятелем музыкального театра. Организатором таких коллективов является непременно режиссер. Подобная миссия повышает ответственность режиссе­ра как руководителя и организатора коллективных устремлений театра. Она должна проявляться и в повседневной его работе. Это важно как в плане общего влияния его на общественное лицо труппы, так и в отдельных проявлениях его профессионального кредо. Уровень политического и художественного осознания за­дач — единственное, что может обеспечить режиссеру нужный для этого общественный авторитет.

Подлинный художественный коллектив невозможно создать путем подавления личности, стирания индивидуальности. Напро­тив, коллектив — наилучшая среда для развития самостоятель­ных, самобытных и неповторимых качеств любого члена коллек­тива, актера в первую очередь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: