Суть законодательного парламентского процесса состоит в том, что это строго формализованный, урегулированный правом и обычаями, порядок принятия законов. Сути законодательного процесса в зарубежных странах совпадает с сутью законодательного процесса в РФ. Законодательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимообусловленных этапов:
1. Осуществление права законодательной инициативы;
2. Обсуждение законопроекта;
3. Принятие законопроекта парламента, одобрение второй палатой парламента;
4. Подписание законопроекта главой государства;
5. Опубликование законопроекта.
Осуществление права законодательной инициативы – обычно конституция определяет круг субъектов законодательной инициативы. Обычно это депутат, группа депутатов, член комитета или комиссии, глава государства, председатель правительства. Таким правом часто обладают высшие суды. Правительство в недрах аппарата разрабатывает законопроект, вносит его в парламент и сопровождает законопроект на всех стадиях законодательного процесса. В президентских республиках таким правом широко пользуется президент.
В большинстве стран Запада существует усложненный процесс подачи финансово-бюджетных законопроектов. Право их внесения предоставлено только правительству и главе государства. При внесении данных законопроектов обязательным является заключение председателя правительства или главы государства. Существуют определенные сроки рассмотрения таких законопроектов. Ограничивается инициативы депутатов в рассмотрении таких проектов.
В большинстве стран Европы в течение многих лет используется процедура рассмотрения законов в трех чтениях. Она используется и в РФ, хотя и не всегда последовательно. Суть первого чтения, что проект рассматривается первоначально по существу как определенную концепцию. Если законопроект принят в первом чтении, то он принимается и на втором чтении – сердцевине всего законодательного процесса. Он совершенствуется, наращивается юридическая основа закона. После этого закон выносится на третье чтение, смысл которого заключается в голосовании по проекту в целом. Вносить изменения на третьем чтении нельзя. Депутаты полностью принимают или отвергают законопроект.
В ряде стран западной Европы существует уникальный институт народной правотворческой инициативы. Суть состоит в том, что создается инициативная группа, которая регистрирует себя в органах министерства юстиции, объявляет начало своей деятельности и собирает подписи о принятии конкретного законопроекта. Чтобы законопроект был легитимно рассмотрен в парламенте необходимо 500 (Франции).
В Греции, Италии, Испании, Бразилии есть рационализированная парламентская процедура. Не самые важные законы (чаще всего законы о внесении изменений) принимаются объединенной законодательной комиссией. В таких странах существуют и гарантии, данные комиссии создаются только парламентом. Не могут комиссии подменять парламент и принимать поправки к конституции, финансово-бюджетные законы.
Парламентское верховенство подчеркивает и тот факт, что если 1/10 парламента против принятия закона комиссией, то он будет рассмотрен на пленарном заседании парламента.
В усложненном порядке принимаются конституционные органические законы по вопросам, указанным в Конституции. Парламент принимает ординарные законы – ФЗ, Кодексы.