Основные категории (понятия)

Педагогической психологии.

Как любая наука, педагогическая психология имеет свой категорийный аппарат. Самое широкое понятие – учебная деятельность. Талызина Н.Ф. трактует его как совместную деятельность учителя и деятельность учащегося. Существует и другая трактовка:

учебная деятельность это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В некоторых других источниках понимается как синоним научения, учения, обучения. Обучение – деятельность учителя в учебном процессе.

Формированиеэто деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником.

Научение. В зарубежной психологии – это эквивалент учения. В отечественной психологии его принято использовать применительно к животным. Приобретенный опыт животными и есть научение. Р.С. Немов же дает следующее определение: научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Развитие наличный уровень сложившегося, усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и пр.

Усвоение процесс перехода элементов социального опыта (знаний, умений, навыков) в опыт индивидуальный.

Личностно – деятельностный подход в обучении.

Организации современного обучения строится на личностно-деятельностном подходе. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно – деятельный подход предполагает, что в центре обучения находится сам ребенок, как личность (мотивы, психологический склад). Исходя из интересов ребенка, уровня его знаний, умений учитель направляет весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. В выборе содержания, форм обучения преподаватель учитывает национальные, половозрастные и индивидуальные, психологические особенности обучающегося, выстраивает субъектно–субъектные отношения (равно пар сотрудничество). Информационно – контролирующие функции учителя, все больше уступает место собственно–координационным. Роль учителя – помочь ученику в познании, самосовершенствовании, саморазвитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: