Принципы: социальной целесообразности; единство теории и практики; развития; детерминизма; системности
В.Г. Ананьев выделяет 4 группы методов исследования.
1. организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный).
2. эмпирические:
наблюдение,
лабораторный
естественный
эксперимент полевой
формирующий или психолого-педагогический
Тесты, анкетирование, социометрия, интервью, беседа, метод моделирования, биографические методы (анализ фактов, дат, свидетельств жизни человека), анализ процессов и продуктов детской деятельности.
3. обработка данных: количественный (математико-статистические) и качественный анализ.
4. интерпретационные методы: генетический и структурный.
Формирующий эксперимент при деятельностном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать. Методы, используемые для выделения состава деятельности, делятся на два вида:
|
|
1.Теоретическое моделирование деятельности с последующей экспериментальной проверкой.
2.Изучение деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении.
Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование.