Принципы и методы исследования педагогической психологии

Принципы: социальной целесообразности; единство теории и практики; развития; детерминизма; системности

В.Г. Ананьев выделяет 4 группы методов исследования.

1. организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный).

2. эмпирические:

наблюдение,

лабораторный

естественный

эксперимент полевой

формирующий или психолого-педагогический

Тесты, анкетирование, социометрия, интервью, беседа, метод моделирования, биографические методы (анализ фактов, дат, свидетельств жизни человека), анализ процессов и продуктов детской деятельности.

3. обработка данных: количественный (математико-статистические) и качественный анализ.

4. интерпретационные методы: генетический и структурный.

Формирующий эксперимент при деятельностном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать. Методы, используемые для выделения состава деятельности, делятся на два вида:

1.Теоретическое моделирование деятельности с последующей экспериментальной проверкой.

2.Изучение деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении.

Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: