Слово «технология» происходит от двух греческих: techne — искусство», «ремесло», «наука» и logos — «понятие», «учение».
Технология — это совокупность знаний о способах и средствах осуществления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы).
Образовательные технологии связаны с обработкой учебного содержания — последовательностью усвоения базовых знаний, умений и навыков, их отражением в учебных текстах; рациональными способами усвоения учебной информации; дидактическим общением учителя и ученика.
Анализируя свою интеллектуальную деятельность, учитель определяет, какие мыслительные операции необходимы для усвоения учебного материала, стратегию их становления, создает условия для формирования наиболее продуктивных, содействуя «технологии мысли» (И.С. Якиманская).
В образовательных технологиях обучение и учебная деятельность предстают взаимообусловленными и взаимозависимыми: не только учитель продуцирует и стимулирует психические новообразования у учеников, но и школьники своими учебными действиями способствуют изменению каких-то отдельных сторон преподавания, если таковые недостаточно эффективны.
К новым образовательным технологиям подталкивает появление неизвестных данных о психическом развитии и изменениях личности в процессе обучения.
В. Ф. Шаталов, так попытался найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К ним в первую очередь относились ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности. Наряду с В. Ф. Шаталовым с 1970-х гг. стали известны имена ученых, учителей школ, оставивших заметный след в психолого-педагогической науке в связи с новыми идеями, формами, методами работы учителя или педагогического коллектива. Подтверждение положительных результатов в течение ряда лет, возможность творческого применения данного опыта другими учителями, вот что отличало методы Кобахидзе, директора школы № 77 г. Тбилиси, С.А. Дзенушкайте, директора Куршенайского детского дома в Литве, учителей-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, X.И. Гончарова, Е. Н. Ильина, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.
Так, А. Амонашвили научно разработал и доказал на практике условия, содержание и особенности обучения детей с 6 лет, становление их социально значимых мотивов учения и гуманизации знаний.
С.Н. Лысенкова продемонстрировала, что при управлении учением младших школьников у них появляется радость от успехов в учебной деятельности, развивается саморегуляция в процессе учения.
И.П. Волков, ученый и учитель рисования, на уроках творчества у младших школьников выявлял и целенаправленно развивал задатки и способности, вырабатывал качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества и инициативы в любой сфере деятельности.
В.Ф. Шаталов на основе опорных конспектов обнаружил резервы словесно-логической памяти и творческого мышления школьников, изучающих точные науки, а затем и гуманитарные. С помощью опорных конспектов оказалось возможным выявить новые принципы обучения — посильности и открытых перспектив.
Внесение новых элементов в методику преподавания (например, использование листов открытого учета знаний) позволило увидеть иные возможности оценки, ее воспитательного характера.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносилась на большой лист — открытого учета знаний. Классный журнал не был тайной. Отметки становились сразу известны не только классу, но и всей школе. Кроме того, учитель в листах взаимоконтроля видел циклы усвоения программы. Если что-то осталось непонятным, сразу же после уроков ученик прикреплялся к кому-то из детей-консультантов.
Общее представление об образовательных технологиях завершим упоминанием воспитательной системы И.П. Иванова. Это важно, Потому что обучение формирует не только познавательные психические новообразования (скажем, способы запоминания или умственные действия), но и изменения в нравственной, эмоциональной, волевой и ценностной сферах.
И. П. Иванов считал, что, опираясь на опыт коллективной организаторской деятельности, методику творческого содружества поколений, надо заботиться о педагогах и школьниках и организовывать коллективные творческие дела, основанные на общей заботе.
Под коллективным творческим делом понималось общественно важное действие, поскольку дети искали лучшие пути, способы, средства решения жизненно значимых вопросов. Коллективное творческое дело — это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве практической, организаторской, воспитательной сторон.
И.П. Иванов разработал алгоритмы содружества и стадии успешности таких дел:
* предварительная работа воспитателей;
* коллективное планирование;
* коллективная подготовка дела;
* проведение его;
* коллективное подведение итогов;
* ближайшее последействие коллективного творческого дела.