Понятие образовательной технологии

Слово «технология» происходит от двух греческих: techne — искус­ство», «ремесло», «наука» и logos — «понятие», «учение».

Технология — это совокупность знаний о способах и средствах осуще­ствления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы).

Образовательные технологии связаны с обработкой учебного со­держания — последовательностью усвоения базовых знаний, умений и навыков, их отражением в учебных текстах; рациональными спосо­бами усвоения учебной информации; дидактическим общением учи­теля и ученика.

Анализируя свою интеллектуальную деятельность, учитель опре­деляет, какие мыслительные операции необходимы для усвоения учебного материала, стратегию их становления, создает условия для формирования наиболее продуктивных, содействуя «технологии мысли» (И.С. Якиманская).

В образовательных технологиях обучение и учеб­ная деятельность предстают взаимообусловленными и взаимозави­симыми: не только учитель продуцирует и стимулирует психические новообразования у учеников, но и школьники своими учебными дей­ствиями способствуют изменению каких-то отдельных сторон пре­подавания, если таковые недостаточно эффективны.

К новым образовательным технологиям подталкивает появление неизвестных данных о психическом развитии и изменениях личности в процессе обучения.

В. Ф. Шаталов, так попытался найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образо­вания. К ним в первую очередь относились ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности. Наряду с В. Ф. Шаталовым с 1970-х гг. стали известны имена уче­ных, учителей школ, оставивших заметный след в психолого-педагогической науке в связи с новыми идеями, формами, методами работы учителя или педагогического коллектива. Подтверждение положительных результатов в течение ряда лет, возможность творческого применения данного опыта другими учителями, вот что отличало методы Кобахидзе, директора школы № 77 г. Тби­лиси, С.А. Дзенушкайте, директора Куршенайского детского дома в Литве, учителей-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, X.И. Гончарова, Е. Н. Ильина, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.

Так, А. Амонашвили научно разработал и доказал на практике условия, содержание и особенности обучения детей с 6 лет, становле­ние их социально значимых мотивов учения и гуманизации знаний.

С.Н. Лысенкова продемонстрировала, что при управлении учени­ем младших школьников у них появляется радость от успехов в учеб­ной деятельности, развивается саморегуляция в процессе учения.

И.П. Волков, ученый и учитель рисования, на уроках творчества у младших школьников выявлял и целенаправленно развивал задатки и способности, вырабатывал качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества и инициативы в любой сфе­ре деятельности.

В.Ф. Шаталов на основе опорных конспектов обнаружил резер­вы словесно-логической памяти и творческого мышления школьни­ков, изучающих точные науки, а затем и гуманитарные. С помощью опорных конспектов оказалось возможным выявить новые принци­пы обучения — посильности и открытых перспектив.

Внесение новых элементов в методику преподавания (например, использование листов открытого учета знаний) позволило увидеть иные возможности оценки, ее воспитательного характера.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносилась на большой лист — открытого учета знаний. Классный журнал не был тайной. Отметки становились сразу известны не только классу, но и всей школе. Кроме того, учитель в листах взаимоконтроля видел циклы усвоения программы. Если что-то осталось непонятным, сразу же по­сле уроков ученик прикреплялся к кому-то из детей-консультантов.

Общее представление об образовательных технологиях завершим упоминанием воспитательной системы И.П. Иванова. Это важно, Потому что обучение формирует не только познавательные психиче­ские новообразования (скажем, способы запоминания или умственные действия), но и изменения в нравственной, эмоциональной, во­левой и ценностной сферах.

И. П. Иванов считал, что, опираясь на опыт коллективной организаторской деятель­ности, методику творческого содружества поколений, надо заботиться о педагогах и школьниках и организовывать коллективные творче­ские дела, основанные на общей заботе.

Под коллективным творческим делом понималось общественно важное действие, поскольку дети искали лучшие пути, способы, средства решения жизненно значимых вопросов. Коллективное творче­ское дело — это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве практической, организаторской, воспитательной сторон.

И.П. Иванов разработал алгоритмы содружества и стадии успешности таких дел:

* предварительная работа воспитателей;

* коллективное планирование;

* коллективная подготовка дела;

* проведение его;

* коллективное подведение итогов;

* ближайшее последействие коллективного творческого дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: