Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению. В современном толковании (И.Унт ), индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Под дифференциацией подразумеваетсяучет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей для отдельного обучения.
Особую популярность дифференциация получила в 50 – 60 годы. В старших классах создавалась такая система обучения, при которой учащиеся углубленно изучали выбранные ими предметы. В 60-70 г. единственным видом дифференциации стали факультативные занятия. В настоящее время в мировой образовательной практике сложилось 5 моделей дифференциации:
1. селективно-поточная (три потока – облегченный, основной, продвинутый. Классы внутри потока примерно однородны, переход из потока в поток возможен только в конце учебного года);
|
|
2. селективно–уровневая (внутри классов выделяются группы облегченного обучения, основная и продвинутая; переход из группы в группу возможен два или три раза в год. допускается некоторый выбор предметов учениками).
3. смешанных способностей (классы немногочисленны и гомогенны. Изучение темы дети начинают вместе, затем проводится тестирование и класс делится на два потока. В одном она изучается на продвинутом уровне, а в другом повторяется в облегченном варианте, затем класс сливается для работы по следующей теме).
4. интегративна я (группы смешанных способностей, родственные предметы интегрированы в предметные области).
5. инновативня (внутри класса существуют малые автономные группы, границы предмета размыты, программы обучения совершенствуются с учетом мнения учащихся).
Психолого-педагогическая сущность дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.
Дидактическая сущность - создание новой методической системы дифференцированного обучения учащихся.
Дифференцированное обучение может быть внутренним и внешним. Внутренняядифференциация это когда учащиеся объединяются в относительно однородные группы внутри класса. Внешняя дифференциация это отдельное обучение по различным для каждой группы специальностям, учебным заданиям, планам, программам.
Итак, цели индивидуализации и дифференциации обучения на современном этапе – раскрытие потенциальных возможностей учащихся и развитие их способностей.