double arrow

ВВЕДЕНИЕ. За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития

За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития, так и с позиции общественной значимости. Сделанный рывок в развитии экономики был настолько велик, что позволил ей занять одно из первых (если не первое!) мест среди других наук. Различия между экономикой и прочими науками начинаются с объекта исследования, затрагивают методы изучения экономического мира и само строение науки, а заканчиваются способами практического использования полученных результатов и формами влияния на общественную идеологию и реальный ход событий. Вместе с тем было бы грубой ошибкой не видеть тех общих методологических моментов, которые роднят экономику с точными дисциплинами и позволяют ей гармонично встроиться в общее здание современных научных исследований. Такое положение дел формирует весьма своеобразное и сложное взаимодействие экономики с другими науками, причем как с естественными, так и с социальными.

В условиях развитого рынка деятельность предприятий основывается на использовании рыночного механизма хозяйствования. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических форм, методов и инструментов воздействия на производство, распределение, обмен и потребление на основе использования товарно-денежных отношений и законов рынка. Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных проблем экономики: «что», «как» и «для кого» производить?»1. Ответ на эти вопросы даст наука «микроэкономика».

Микроэкономика является составной частью экономической теории, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и «экономика». В переводе с греческого слово «микро» означает «маленький», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Отсюда микроэкономика, дословно - ведение маленького хозяйства. Впервые термин «микроэкономика» употребил один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагиар Фриш в полу чившей классическую интерпретацию статье «Проблемы распространения и проблемы импульса в динамической экономике» («Propagation Problems and Impulse Problems in Dynamic Economics»), опу бликованной в 1933 г. Под микроэкономикой он понимал сферу поведения отдельных экономических су бъектов, в отличие от макроэкономики - сферы деятельности в рамках единой национальной экономики.

Однако содержательно микроэкономическая теория зародилась гораздо раньше. Впервые психологический фактор экономического поведения субъектов исследовал Герман Госсен (1810-1855). Он же сформулировал законы насыщения потребностей человека в 1854 г. в книге с длинным названием «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Основы современной микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгср, Ф. Визср, Э. Бем-Бавсрк.

В отдельную науку микроэкономика выделилась в 1890-1933 гг. Первым ее представителем был Альфред Маршалл, который предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал закон спроса и предложения.

Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж.Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

«Микроэкономика» как учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки выпу скников по направлению «Экономика» и базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлениям «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика». Она является общетеоретическим фундаментом, на котором строится понимание широкого круга прикладных экономических дисциплин.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Хорошее знание микроэкономики необходимо для принятия правильных административных решений, для разработки и понимания государственной политики и вообще для осознания того, как функционирует современная экономика.

Обилие литературы по микроэкономике часто ставит студентов в тупик: как разобраться в этом потоке информации и что является зерном определенного вопроса, не всегда однозначно трактуемого в разных изданиях? Опыт работы в Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском филиале Московского института предпринимательства и права и других вузах сформировал желание авторов помочь студентам при подготовке к экзаменам и зачетам по микроэкономике.

Цель данного учебного пособия - раскрыть и обозначить вопросы микроэкономической теории, традиционно вызывающие сложности у студентов, кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, студент сможет более подробно изучить интересующую его проблему в специализированных изданиях. Учебное пособие - краткий конспект по всем темам курса микроэкономики. Основной задачей при написании учебного пособия было показать логику и механизм экономических процессов, закономерности функционирования экономики и на этой основе попытаться развить у читателей экономический образ мышления.

Особенность данного учебного пособия - в том, что оно основано на достижениях экономической теории и практики мировой цивилизации, в нем осуществлена попытка кратко раскрыть содержание основополагающих микроэкономических категорий: затраты, результаты, полезности, стоимость, цена и др. Важное значение придается изучению микроэкономических законов, форм и методов микроэкономического анализа. Экзаменационные ответы по микроэкономике составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика».

Авторы признательны и благодарны рецензентам, откликнувшимся на издание данного учебного пособия и сделавшим корректные и ценные замечания по его структуре и содержанию.

С благодарностью будут приняты замечания и предложения, отзывы читателей, которые можно направлять по e-mail: yaHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"_HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"shkaHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"@HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"ngsHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru".HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: