Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВВЕДЕНИЕ. За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития




За XX век экономическая наука укрепила свои позиции как с точки зрения своего «внутреннего» развития, так и с позиции общественной значимости. Сделанный рывок в развитии экономики был настолько велик, что позволил ей занять одно из первых (если не первое!) мест среди других наук. Различия между экономикой и прочими науками начинаются с объекта исследования, затрагивают методы изучения экономического мира и само строение науки, а заканчиваются способами практического использования полученных результатов и формами влияния на общественную идеологию и реальный ход событий. Вместе с тем было бы грубой ошибкой не видеть тех общих методологических моментов, которые роднят экономику с точными дисциплинами и позволяют ей гармонично встроиться в общее здание современных научных исследований. Такое положение дел формирует весьма своеобразное и сложное взаимодействие экономики с другими науками, причем как с естественными, так и с социальными.

В условиях развитого рынка деятельность предприятий основывается на использовании рыночного механизма хозяйствования. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических форм, методов и инструментов воздействия на производство, распределение, обмен и потребление на основе использования товарно-денежных отношений и законов рынка. Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных проблем экономики: «что», «как» и «для кого» производить?»1. Ответ на эти вопросы даст наука «микроэкономика».

Микроэкономика является составной частью экономической теории, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и «экономика». В переводе с греческого слово «микро» означает «маленький», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Отсюда микроэкономика, дословно - ведение маленького хозяйства. Впервые термин «микроэкономика» употребил один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагиар Фриш в полу чившей классическую интерпретацию статье «Проблемы распространения и проблемы импульса в динамической экономике» («Propagation Problems and Impulse Problems in Dynamic Economics»), опу бликованной в 1933 г. Под микроэкономикой он понимал сферу поведения отдельных экономических су бъектов, в отличие от макроэкономики - сферы деятельности в рамках единой национальной экономики.




Однако содержательно микроэкономическая теория зародилась гораздо раньше. Впервые психологический фактор экономического поведения субъектов исследовал Герман Госсен (1810-1855). Он же сформулировал законы насыщения потребностей человека в 1854 г. в книге с длинным названием «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Основы современной микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгср, Ф. Визср, Э. Бем-Бавсрк.

В отдельную науку микроэкономика выделилась в 1890-1933 гг. Первым ее представителем был Альфред Маршалл, который предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал закон спроса и предложения.

Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж.Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

«Микроэкономика» как учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки выпу скников по направлению «Экономика» и базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлениям «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика». Она является общетеоретическим фундаментом, на котором строится понимание широкого круга прикладных экономических дисциплин.



Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Хорошее знание микроэкономики необходимо для принятия правильных административных решений, для разработки и понимания государственной политики и вообще для осознания того, как функционирует современная экономика.

Обилие литературы по микроэкономике часто ставит студентов в тупик: как разобраться в этом потоке информации и что является зерном определенного вопроса, не всегда однозначно трактуемого в разных изданиях? Опыт работы в Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском филиале Московского института предпринимательства и права и других вузах сформировал желание авторов помочь студентам при подготовке к экзаменам и зачетам по микроэкономике.

Цель данного учебного пособия - раскрыть и обозначить вопросы микроэкономической теории, традиционно вызывающие сложности у студентов, кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, студент сможет более подробно изучить интересующую его проблему в специализированных изданиях. Учебное пособие - краткий конспект по всем темам курса микроэкономики. Основной задачей при написании учебного пособия было показать логику и механизм экономических процессов, закономерности функционирования экономики и на этой основе попытаться развить у читателей экономический образ мышления.

Особенность данного учебного пособия - в том, что оно основано на достижениях экономической теории и практики мировой цивилизации, в нем осуществлена попытка кратко раскрыть содержание основополагающих микроэкономических категорий: затраты, результаты, полезности, стоимость, цена и др. Важное значение придается изучению микроэкономических законов, форм и методов микроэкономического анализа. Экзаменационные ответы по микроэкономике составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика».

Авторы признательны и благодарны рецензентам, откликнувшимся на издание данного учебного пособия и сделавшим корректные и ценные замечания по его структуре и содержанию.

С благодарностью будут приняты замечания и предложения, отзывы читателей, которые можно направлять по e-mail: yaHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"_HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"shkaHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"@HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"ngsHYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru".HYPERLINK "mailto:ya_shka@ngs.ru"ru






Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 484; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8386 - | 7307 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.