Тема 10 Специфика банковского менеджмента

Особенности управления банком. Функции банковского менеджмента. Процесс управления кредитной организацией. Виды банковского менеджмента. Стратегический менеджмент.

Финансовый менеджмент (управление капиталом; управление активами и пассивами; управление ликвидностью; управление доходностью; управление банковскими рисками; финансовое планирование и бюджетирование; система учета и информации).

Понятия, образующие систему финансовых результатов деятельности банка. Структура доходов и расходов, представленных в балансе банка.

Управление банковскими рисками. Классификация рисков. Основные способы снижения риска.

Менеджмент персонала. Мотивация и стимулирование персонала банка.

Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем:

­ содействие движению финансовых резервов;

­ извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;

­ высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;

­ своеобразие банковского продукта;

­ высокие риски всех банковских операций;

­ наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка;

­ необходимость использовать передовые информационные системы.

Функции банковского менеджмента:

­ выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

­ координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

­ организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Процесс управления кредитной организацией включает:

­ постановку целей;

­ анализ управленческой деятельности;

­ планирование;

­ прогнозирование;

­ организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка;

­ мотивацию деятельности персонала;

­ мониторинг (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента:

­ стратегический (общий);

­ финансовый;

­ менеджмент персонала.

Стратегический (общий) менеджмент включает определение об щей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка.

Финансовый менеджмент включает:

­ управление капиталом;

­ управление активами и пассивами;

­ управление ликвидностью;

­ управление доходностью;

­ управление банковскими рисками;

­ финансовое планирование и бюджетирование;

­ система учета и информации.

Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.

Управление капиталом

Управление капиталом предполагает:

обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства. В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными;

выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают следующие способы:

- важнейший внутренний источник роста капитала – прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска;

- увеличение установленного капитала банка в форме АО возможно за счет повторных эмиссий акций, что связано с высокими эмиссионными издержками.

- привлечение субординированных кредитов.

учет стоимости и рисков привлечения средств кл иентов и других кредитных организаций.

Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов.

Управление активами и пассивами

Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.

При организации депозитных операций следует:

• разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;

• особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;

• постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно на условиях компенсационного депозита под кредит);

• сводить к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях);

• проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов – вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках.

Управление активами предполагает:

1. Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:

• высоколиквидные активы – первичные резервы (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);

• вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;

• остальные ссуды;

• ценные бумаги негосударственных эмитентов;

• основные средства (здания и оборудование) – неликвидные активы.

2. Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по активным операциям.

3. Поддержание доходности активов. В зависимости от доходности операции делятся на приносящие и не приносящие доход. Доходы, приносящие активы, делятся по признаку их стабильности:

• стабильный доход – кредитные и инвестиционные операции;

• нестабильный доход – консалтинговые и финансовые услуги, предоставляемые клиентам за комиссию.

Управление ликвидностью банка

Активы коммерческих банков можно группировать по уровню доходности, уровню риска и степени ликвидности.

По уровню риска все активы банка подразделяются на 5 групп. Каждой группе присвоен соответствующий коэффициент риска, который показывает, насколько надежно вложение средств банка в те или иные активы (%):

1-я группа — безрисковые активы 0;

2-я группа — низкорисковые активы 10;

3-я группа — активы средней степени риска 20;

4-я группа — активы с повышенным риском 70;

5-я группа — высокорисковые активы 100.

В состав 1 гр. входит:

­ Средства на корреспондентском счете в Центральном Банке РФ

­ Средства на резервном счете в Центральном Банке РФ

­ Средства коммерческих банков для операций по расчетным чекам

­ Вложения в государственные долговые обязательства

­ Вложения в облигации внутреннего валютного займа

­ Касса и приравненные к ней средства

В состав 2 гр. входит:

­ Ссуды, гарантированные Правительством РФ

­ Ссуды под залог государственных ценных бумаг РФ

­ Ссуды под залог драгметаллов в слитках

В состав 3 гр. входит:

­ Вложения в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти

­ Средства на корреспондентских счетах у банков-нерезидентов стран-членов ОЭСР в СКВ

­ Средства, перечисленные на счета у банков-нерезидентов стран—членов ОЭСР

­ Ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти

В состав 4 гр. входит:

­ Средства на счетах у банков-резидентов РФ в иностранной валюте

­ Средства на корреспондентских счетах в рублях у банков-резидентов «Ностро»

­ Средства на счетах у банков-нерезидентов стран—членов ОЭСР, исключая средства стран ближнего зарубежья

­ Собственные здания и сооружения за минусом переданных в залог

­ Ценные бумаги для перепродажи

В состав 5 гр. входит:

­ Все прочие активы кредитной организации

Активы банка должны быть ликвидными, т.е. легко превращаться в наличные средства. С точки зрения ликвидности в банковской практике различают:

а) высоколиквидные активы, т.е. активы, находящиеся непосредственно в денежной форме (резервы первой очереди) либо легко обращаемые в денежную форму (резервы второй очереди). К резервам первой очереди относятся кассовая наличность, остатки на корреспондентских счетах (если нет ограничений на их использование). Резервами второй очереди считаются легкореализуемые государственные ценные бумаги, когда есть емкий и ликвидный вторичный рынок;

б) краткосрочные ликвидные активы — краткосрочные ссуды и ценные бумаги, имеющие вторичный рынок;

в) труднореализуемые активы — долгосрочные ссуды, ценные бумаги, не имеющие развитого вторичного рынка, долевое участие в совместной деятельности;

г) низколиквидные активы — вложения в основные фонды банка.

Нормативы ликвидности Банка России

В настоящее время Банком России установлено три обязательных норматива ликвидности:

Норматив Название Описание Предельное значение
Н2 норматив мгновенной ликвидности банка Регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня ≥ 15 %
Н3 норматив текущей ликвидности банка Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней ≥ 50 %
Н4 норматив долгосрочной ликвидности банка Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы ≤ 120 %

Все коммерческие банки России ежемесячно представляют в ЦБ РФ отчет о состоянии данных показателей.

Факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним факторам относятся:

· качество активов банка;

· качество привлеченных средств;

· сопряженность активов и пассивов по срокам;

· менеджмент и имидж банка.

Крепкая капитальная база означает наличие значительной абсолютной величины собственного капитала. Основу собственного капитала составляют уставный фонд и другие фонды банка, предназначенные для различных целей, в том числе и для обеспечения финансовой устойчивости банка. Чем больше собственный капитал банка, тем выше его ликвидность.

Другим фактором, влияющим на ликвидность банка, является качество его активов. При расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и, соответственно, возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из пяти групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска (от 0 до 100%), который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту или иную категорию активов банка.

К внешним факторам относятся:

· общая политическая и экономическая обстановка в стране;

· развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка;

· система рефинансирования Банком России коммерческих банков;

· эффективность надзорных функций Банка России.

Общая политическая и экономическая обстановка в стране создает предпосылки развития банковских операций и успешности функционирования банковской системы, обеспечивает стабильность экономической основы деятельности банков, укрепляет доверие отечественных и зарубежных инвесторов к банкам. Без этих условий банки не способны создавать устойчивую депозитную базу, добиваться рентабельности операций, совершенствовать систему управления, повышать качество активов.

Развитие рынка ценных бумаг позволяет обеспечить оптимальную систему ликвидных средств без потери прибыльности, так как самый быстрый путь превращения активов банка в денежные средства в большинстве зарубежных стран связан с функционированием фондового рынка.

Развитие межбанковского рынка способствует перераспределению между банками временно свободных денежных ресурсов, поддержанию ликвидности коммерческих банков. С этим фактором связана и система рефинансирования Банком России коммерческих банков. В этом случае источником пополнения ресурсов становится Банк России, с помощью которого поддерживается ликвидность коммерческого банка.

Эффективность надзорных функций Банка России определяет степень взаимодействия органа государственного надзора с коммерческими банками в части управления ликвидностью.

Управление доходностью банка

Управление доходностью банка предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия:

- издержек по привлечению средств;

- операционных издержек;

- издержек инфляции;

- рисков по доходным операциям (премия за риск);

Следует различать понятия, образующие систему финансовых результатов деятельности банка:

- доходы банка;

- расходы банка;

- прибыль банка;

- доходность банка или отдельных операций;

- прибыльность (рентабельность) банка.

Доходы банка можно разделить на следующие экономически однородные группы.

I. Доходы от пассивных операций, которые банк получает (может получать) в форме комиссионного вознаграждения (комиссий), в частности, за открытие счета, на который новый клиент вносит вклад (депозит), ведение счета (проведение по счету расчетных и платежных операций), выдачу клиенту выписок из его счета, выдачу наличных денег, закрытие счета. Комиссионные доходы данного рода можно считать доходами от операционной (основной) деятельности банка.

П. Доходы от активных операций. Они, в свою очередь, могут быть разделены на операционные и прочие (неоперационные) доходы.

Операционные доходы включают в себя:

• процентные доходы — полученные банком проценты: за выданные кредиты и займы (банк одновременно может получать и комиссии), депозиты, которые он разместил в других банках, в том числе в Центральном (включая проценты за средства банка на корреспондентских счетах в других коммерческих банках), по долговым ценным бумагам других эмитентов, приобретенным банком, по лизинговым операциям (банк одновременно получает также лизинговые платежи и комиссии), по другим активным операциям;

• непроцентные доходы — полученные банком доходы от валютообменных операций, операций доверительного управления, долевого участия в деятельности других юридических лиц (полученные банком дивиденды на принадлежащие ему акции или паи таких лиц).

К прочим (неоперационным) доходам можно отнести:

• доходы, поручаемые за информационные, обучающие, консультационные услуги банка;

• доходы непредвиденного, случайного (нерегулярного) характера: доход от реализации имущества банка (образуется в случае, если рыночная цена такого имущества окажется больше его балансовой оценки; в противном случае получится расход, который будет означать убыток); доходы в виде положительных курсовых разниц от переоценки принадлежащих банку ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и некоторых других активов (с тем же уточнением, что и в предыдущем пункте); суммы возмещения банку ранее причиненных ему убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; доходы от реализации залогов, в свое время полученных банком в обеспечение кредитов; суммы, возвращаемые банку (суммы кредитов, ранее списанных на убытки, налогов, неосновательно удержанных с банка, и т.п.); полученные банком штрафы, пени, неустойки.

В бухгалтерском учете некоторые виды доходов банка относятся не на счета для учета доходов, а сразу на счет для учета прибыли и убытка отчетного года.

Задачи банка в отношении анализа и регулирования доходов кратко можно свести к следующим двум основным пунктам.

Во-первых, необходимо регулярно оценивать фактический объем и структуру совокупных доходов в динамике за ряд лет, определять соотношения между раздич-ными их видами, удельный вес каждого вида дохода в общей сумме совокупных доходов и в соответствующей группе доходов, выяснять операции, обеспечивающие банку основную массу дохода за счет стабильных источников, и возможность использования этих источников в обозримой перспективе. С этой точки зрения свидетельствами нормальной работы банка можно считать плавную ритмичность темпов роста доходов от основной (операционной) деятельности и явную зависимость размеров и темпов роста общих доходов банка главным образом от стабильных (не случайных и не спекулятивных) их источников.

Во-вторых, руководство банка должно регулярно уточнять, какие направления его деятельности (операции, продукты) будут считаться в планируемом периоде наиболее важными с позиций обеспечения максимальной доходности, а также какие изменения необходимо внести в механизмы зарабатывания доходов.

Управление банковскими рисками

Управление банковскими рисками включает:

- классификацию рисков по их видам;

- выявление взаимозависимостей между различными группами рисков;

- определение целей и принципов управления рисками;

- выделение этапов управления рисками;

- выбор способов снижения рисков.

Риск – вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом (вариабельность дохода).

Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски:

- кредитный;

- портфельный (ценные бумаги);

- риск ликвидности;

- риск изменения процентных ставок;

- валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса).

Этапы управления риском:

- определение сферы риска;

- количественная оценка риска;

- разработка программы мероприятий по снижению рисков;

- мониторинг (отслеживание) рисков.

Основные способы снижения риска:

- диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска активов);

- лимитирование – установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.);

- самострахование – создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации;

- страхование – перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая;

- хеджирование;

- оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска.

- создание резервов на возможные потери.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: