Жак Далькроз


Ж. Демени имел много последователей, в том числе и американского врача-гинеколога Бесс Менсендик, разработавшую женскую функцио­нальную гимнастику. Основными ее задачами бы­ли: укрепление здоровья при помощи гигиениче­ской гимнастики, развитие силы, воспитание ис­кусства движений в форме танца. В гимнастике Б. Менсендик широко применялись корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применя­ются в области лечебной физической культуры.

Еще в середине ХК века началось увлечение выразительностью движений. Родоначальником этого направления был Франсуа Дельсарт, кото­рый пытался установить взаимосвязь между эмо­циональными переживаниями и мимикой. Систе­ма Ф. Дельсарта охватывала наряду с умением вы­разительно петь владение жестом, мимикой, дви­жениями и позами, поэтому она получила назва­ние выразительной гимнастики, а в дальнейшем легла в основу пантомимы.

Среди последователей Ф. Дельсарта особо из­вестна Айседора Дункан, являющаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. Эта зна­менитая танцовщица выступала с резким отрица­нием классической школы в балете, пропаганди­ровала возрождение классического античного танца и развитие пантомимы, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Ее прин­ципы нового танца в то время произвели эффект разорвавшейся бомбы. А. Дункан долгое времея работала в России, и после ее трагической гибели созданные танцевальные студии продолжали су­ществовать и развиваться благодаря ее последова­телям.

Говоря о развитии музыки, танца, ритмики, нельзя не коснуться имени профессора Женев­ской консерватории Жака Далькроза. Именно ему принадлежит открытие значения чувства рит­ма в физической деятельности человека. В неболь-



шом местечке Хеллерау близ Дрездена в 1910 году им была открыта школа ритмической гимнастики. Первоначально система Ж. Далькроза была пред­назначена для развития слуха и чувства ритма у музыкантов, а затем она переросла в средство фи­зического воспитания.

Основа метода Жака Далькроза — органиче­ское совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у играющих чувст­во ритма. В дальнейшем от простой помощи музы­канту ритмическая гимнастика перешла к широ­ким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию. "Мой метод ритмиче­ской гимнастики стремится к тому, чтобы движе­ние стало искусством", — писал Ж. Далькроз. Сис­тема Ж. Далькроза распадается на три части: рит­мическая гимнастика в узком смысле слова, раз­витие слуха (сольфеджио), импровизация и музы­кальная пластика.

После октябрьской революции развитие тан­цевально-ритмического направления в России продолжало происходить в различных спортивно-танцевальных студиях, среди которых нельзя не упомянуть "Студию пластического движения" З.Д. Вербовой, студию Л.Н. Алексеевой, носившую на­звание "Школа-лаборатория художественной гим­настики". Их последователи и по настоящее время развивают женскую гимнастику неспортивной на­правленности.

В конце 60-х годов в Европе появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки — джаз-гимнастика. Основателем этого гимнастического направления является Моника Бекман - автор книги "Джаз-гимнастика". В то время как джаз-гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается направление под на­званием "аэробные танцы". В 70-х годах Джеки Соренсен, американская танцовщица, установила


контакт с Кеннетом Купером на предмет возмож­ности использования танцев в его программе аэ­робных занятий. В результате этого симбиоза и по­явились на свет так называемые аэробные танцы. Программа аэробных танцев включала в себя рит­мичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также мно­жество танцевальных шагов и движений. Попу­лярность нового вида занятий в США распростра­нилась подобно лесному пожару, и последователи не заставили себя долго ждать.

Эпоха аэробики началась с доктора Кеннета Купера, известного американского специалиста по оздоровительной физической культуре. Имен­но он является создателем этого понятия. Так бы­ла названа его книга, которую К. КуПер выпустил в конце 60-х годов. Аэробикой он назвал свою оз­доровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов. Книга вышла в то вре­мя, когда автор занимался научно-исследователь­ской работой для военно-воздушных сил США. Исследования касались аэробной тренировки как формы общей физической подготовки, то есть, за­нятий спортом на любительском уровне.

Вначале в свою систему аэробики К. Купер включил только традиционные, типично аэроб­ные, так называемые циклические упражнения, т.е. когда вся деятельность состоит из повторяю­щихся "циклов" движения. Это ходьба, бег, плава­ние, лыжи, коньки, гребля, велосипед. Затем спи­сок был расширен и в нем нашли свое место спор­тивные игры, прыжки со скакалкой, верховая ез­да, теннис и, наконец, танцевальная аэробика.

К. Купер вводит очковую, строго дозирован­ную систему учета физических нагрузок для людей разного возраста. Каждый вид упражнений имеет свою "стоимость", выраженную в очках. Для рас­чета этих цифр были проведены целые серии тща­тельных исследований энергетической стоимости каждого вида нагрузок. Отметим, что главным ус-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: