ния и функционирования опорно-двигательного аппарата тела человека.
Различают два вида гибкости - пассивную и активную.
Первая определяется эластичностью и растяжимостью СТО, характеристиками мышечных волокон и особенностями функционирования рефлексов спинного мозга.
На вторую, кроме того, влияет сила мышц антагонистов. Для этого, чтобы увеличилась пассивная гибкость, то есть запустились морфологические перестройки, приводящие к увеличению растяжимости мышц и СТО, надо их растянуть и удерживать в таком положении как можно дольше. Этому препятствует рефлекторное сокращение мышц в результате реакции на растяжение, поэтому суть методики стретчинга с целью увеличения пассивной гибкости сводится к двум моментам:
1. Растяжение и удерживание мышц в растянутом положении.
2. Ослабление стретч-реакции мышц при помощи других рефлексов спинного мозга и произвольной релаксации, чтобы мышцы расслабились и позволили удлинить себя и свои СТО.
Для увеличения активной гибкости добавляется еще один компонент:
3. Увеличение силы мышц антагонистов при
помощи силовых упражнений.
Для ослабления стретч-реакции мышц существуют следующие способы:
1.Удерживание растянутой мышцы достаточно долго. Если за это время занимающемуся удастся расслабиться (включить механизм гамма-регуляции стретч-рефлекса), то импульсация с интра-фузальных мышечных волокон ослабевает, соответственно ослабляется напряжение мышцы и она позволяет себя удлинить. Это сопровождается снижением болевых ощущений. Если же расслабления достичь не удалось, то, так называемой
адаптации стретч-рецепторов за типичное для стретча время (30-40 секунд) не наблюдается, электрическая активность мышц и болевые ощущения не ослабевают.
2. Напрячь мышцу-антагонист. При этом на уровне спинного мозга по механизмуреципрокно-го торможения активизируются реакции, вытор-маживающие активность альфа-мотонейронов растягиваемых мышц.
3. Напрячь ту же мышцу (в растянутом состоянии), а потом расслабить. После произвольного сильного напряжения (сократительные элементы интрафузальных волокон тоже напрягаются) мышца на короткий период времени расслабится и это позволит больше растянуть ее волокна и СТО.
4. Похлопывание по растянутой мышце, ее вибрация. При этом активизируются сгибательный рефлекс и импульсация с сухожильных телец Голь-джи. Эти механизмы позволяют на короткие периоды расслабить мышцу и, следовательно, если она в этот момент растянута, удлинить ее еще больше.
Методы Практическая реализация описанных меха-
стретчинга низмов осуществляется применением методов
стретчннга. Для наглядности представим, что мы растягиваем группу мышц задней поверхности бедра в стойке на одной ноге, вторая — на возвышении на уровне пояса. Туловище согнуто к ноге, мышцы которой растягиваются.
- Пассивный статический стретчинг. Мышцы
растягиваются за счет внешней силы (веса тела,
партнера и т.п.) до ощущения боли и остается в
растянутом состоянии чем больше, тем лучше. С
психологической и педагогической точки зрения
оптимальной является длительность растянутого
состояния мышцы — 30-40 с, после этого идет сме
на метода стретча или смена мышцы.
— Активный статический стретчинг. Отлича
ется от предыдущего тем, что мышечная группа
растягивается за счет произвольного напряжения
других мышечных групп. Кроме собственно стрет-чинга, данный метод является разновидностью силовой тренировки, в которой используется статическое напряжение мышц.
— Пассивный динамический стретчинг. Мышца растягивается, и в таком состоянии ее подвергают плавным дополнительным растягиваниям небольшой амплитуды. Плавные растягивания позволяют избежать чрезмерной стретч-реакции и связанного с этим микротравмирования мышц. Поддержание растянутого состояния увеличивает время воздействия. Эта разновидность стретчинга сочетает в себе высокую физиологическую эффективность с наибольшим психологическим комфортом, так как минимизирует монотонность и позволяет занимающемуся достичь большей глубины произвольного расслабления.
— Активный динамический стретчинг. То же самое, только мышца растягивается за счет произвольной активности других мышц совместно с активностью мышц-антагонистов.
— Антагонистический стретчинг. В начале
подхода мышца растягивается так же, как при пас
сивном статическом стретче, однако после этого
выполняется произвольное напряжение мышц-
антагонистов. Причем в отличие от активного
стретчинга не ставится цели еще сильнее растя
нуть мышцу. Напряжение антагониста нужно для
того, чтобы включить реципрокное торможение
активности двигательных (-мотонейронов растя
гиваемой мышцы. Напряжение антагониста длит
ся 3-5 с, пауза расслабления — 10-15 с, общая дли
тельность подхода — также 30-40 с.
— Агонистический стретчинг. Этот метод осно
ван на наблюдении, что после сильного напряже
ния мышца легче расслабляется и соответственно
ее легче растянуть. Поэтому в начале подхода
мышца пассивно растягивается, однако затем вы
полняется произвольное напряжение этих же
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
|
|
мышц. В нашем примере — надавливание пяткой растягиваемой ноги на опору в течение 3-5 с. После этого - быстрое расслабление с одновременным растягиванием мышцы пассивным или активным образом (увеличение наклона туловища к ноге).
- Метод ПНФ (PNF - proprioreceptive neuromuscular facilitation). Смысл тот же, что и при аго-нистическом стретчинге. Однако, в процессе подхода длительностью 30-40 с выполняется несколько (3-5) активных напряжений растягиваемой мышцы, без ее укорочения. Чаще — при помощи партнера. Считается, что это самый эффективный метод стретчинга, позволяющий улучшить и эластичность, и силу мышц.
Использовать перечисленные методы стретчинга можно практически в любом упражнении, где имеет место растягивание мышечных структур. Выбор методов определяется решением педагогических задач..
Примеры упражнений стретчинга СДУ для воздействия на основные мышечные группы и сегменты тела.

Основные Глубокие мышцы шеи, верхняя Верхняя часть трапецивидной
группы мышц: часть трапециевидной мышцы мышцы, передние пучки
дельтовидной мышцы
Основные группы мышц:
Основные группы мышц:
Большая и малая грудные мышцы, передние пучки дельтовидной, межреберные мышцы
Средняя часть трапециевидной, задние пучки дельтовидной, мышцы, выпрямляющие позвоночник
Трехглавая плеча, широчайшая мышца спины
Мышцы, выпрямляющие позвоночник, ягодичные, группа мышц задней поверхности бедра
![]() |
|
|
|
|
Основные группы мышц:
Широчайшая мышца спины, задние доли дельтовидной, нижняя части трапециевидной, мышцы, выпрямляющие позвоночник
Основные группы мышц:
Прямая мышца живота, косые мышцы живота
Основные группы мышц:
Прямая и косые мышцы живота, подвздошно-поясничная мышца, прямая бедра
Основные группы мышц:
Косые мышцы живота, напрягатель широкой фасции
Основные группы мышц:
Четырехглавая мышца бедра, двуглавая мышца плеча
Основные группы мышц:
Большие
ягодичные
мышцы
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() | |||||
|
|
|
Основные группы мышц:
Группа мышц задней
поверхности бедра, ягодичные мышцы
Основные группы мышц:
Приводящие мышцы бедра
Основные группы мышц:
Трехглавая мышца голени
Основные Фуппы мышц:
К|мбаловидная мышца

Планирование стретч-тренировки
Длительность стретч-тренировки определяется двумя факторами:
1) педагогическим, когда принимаются во внимание необходимость уложиться в определенную длительность занятия, желание "проработать" большее или меньшее число мышечных групп, желание придать занятию тот или иной вид с точки зрения хореографической композиции и т.д.;
2) медико-биологическим, когда длительность занятия будет зависеть от интенсивности и объема силовой нагрузки. Чем выше силовая нагрузка, тем меньшая общая длительность занятия при прочих равных условиях (контингент, подготовленность и т.п.). Так как в этом случае раньше наступит утомление занимающегося и выше будет срочный катаболический эффект занятия в связи с тем, что силовые упражнения сами по себе оказывают глубокое воздействие на организм, а при сочетании их со стретчингом резко усиливаются
Стретчингв подготовительной части занятия
катаболические реакции в мышечной и соединительной ткани.
При этом важно понимать, что само растягивание мышц, если оно не выполняется "через силу" при очень интенсивных болевых ощущениях, может выполняться достаточно долго (до нескольких часов) и эффективность развития гибкости будет зависеть, главным образом именно от длительности нахождения мышцы в растянутом состоянии. В экспериментах на животных показано, что самые интенсивные морфологические перестройки в мышечной и соединительной ткани происходят, когда мышцу фиксируют на длительный промежуток времени (до нескольких суток) в растянутом состоянии.
Последовательность воздействия на отдельные мышечные группы и сегменты тела не имеет существенного значения. Используют такие варианты как:
—от мелких мышечных групп к крупным;
—от мышц конечностей к мышцам туловища;
—от верхних сегментов тела к нижним;
—чередование мышц антагонистов.
Чаще всего последовательность определяется задачами тренировки и логикой хореографической композиции, когда заключительная фаза одного упражнения является начальной следующего.
Высокая амплитуда и скорость упражнений и/или высокая степень напряжения мышц в основной части занятия приводят к значительному и асинхронному растяжению отдельных мышечных волокон, элементов их цитоскелета, всех оболочек мышц, отдельных волокон связок и сухожилий. Элементы ОДА должны быть подготовлены к этой ситуации, иначе повышается риск травматизма.
Первое условие подготовленности мышц — повышение их температуры. Это достигается выполнением аэробных или непредельных стато-ди-намических упражнений.
Второе условие - растягивание этих мышц в сочетании с напряжением и расслаблением.
Использование стретчинга способствует по
вышению координации в работе отдельных мы
шечных волокон и изменяет химический состав
СТО (эффект увлажнения, смазки), делая их более
эластичными.
Стретчинг в Основные методы стретчинга — пассивный и
заключительной активный статический и динамический. В начале
части занятия разминки используется пассивный статический в
завершающей части — активный динамический стретчинг с чередованием мышц антагонистов. Основные болевые зоны (см. табл. 4): в начале разминки - 3-я и граница 4-ой в конце — 4-ая зона.
Основное назначение упражнений стретчинга в заключительной части занятия - психическая и физическая релаксация занимающихся. Этому способствует пассивный статический стретчинг, выполняемый во 2 и 3 болевых зонах. Оптимальные упражнения и позы, заимствованные из лечебной физической культуры и хатха-йоги, в которых воздействию подвергаются мышцы и СТО туловища и проксимальных суставов конечностей.
Стретчинг в этой части занятия должен пред
ставлять собой законченную хореографическую
композицию и выполняться под спокойную, кра
сивую музыку.
Стретчинг Когда стретчинг применяется как самостоя-
как отдельное тельное занятие следует соблюдать некоторые до-
шнятие полнительные принципы:
—Воздействию последовательно должны быть подвергнуты все основные сегменты тела. Однако основное внимание должно быть уделено мышцам и СТО туловища и проксимальным суставам конечностей.
—Основные упражнения выполняются в положении сидя и лежа.
—Целесообразно предусматривать два "круга" упражнений на одни и те же сегменты тела. Пер-
выи круг — используются пассивные статические методы стретчинга. Второй - более "атлетические" методы - активные динамические, агонистиче-ский и антагонистический. ПНФ используется только в отдельных случаях с подготовленными занимающимися.
т Основная тренировка проходит в 3-й болевой зоне. При выполнении 2-го "круга" допустимы упражнения в 4-й зоне.
- Наиболее эффективным является занятие, в котором стретчинг сочетается со стато-динамическими упражнениями. Их состав и соотношение могут широко варьировать в зависимости от целей тренировки и контингента занимающихся.
Длительность занятия 20-55 минут. В недельном цикле может планироваться до трех занятий. Наиболее эффективная оздоровительная программа может быть составлена из 3-4 комбинированных тренировок. Например, в двух тренировках применяются аэробные и стато-динамические упражнения. В двух других — аэробные+стретчинг. Однонаправленные занятия более эффективны, но их проведение целесообразно с подготовленными занимающимися.
Периодичность применения стретч-тренировок в недельном цикле зависит от глубины катабо-лического эффекта занятия. При использовании "щадящего режима", тренировки могут проводиться ежедневно или, даже дважды в день. При "жестких режимах" необходимо давать отдых мышцам для их восстановления, иначе будут возникать хронические боли и резко увеличится вероятность травматизма.














