1.3.1. Определение понятия «преднамеренное изменение»
Многочисленные психологические концегщии, относящиеся к проблеме изменений психического, объединяет устойчивый интерес к их детерминации, выявлению причин появления психического отражения, развития и деградации психических функций, формирования личностных и субъектных свойств человека. Это обстоятельство как минимум предполагает прояснение мотивации работавших в этой области исследователей, отыскание ответа на вопрос, зачем велись эти поиски, были ли предпринимаемые усилия лишь попыткой удовлетворения любопытства, желанием познавать ради самого познания.
В ряде работ содержатся ответы на эти вопросы. C.JL Рубинштейн видел смысл познания психологических характеристик человека в том, чтобы «их совершенствовать, таково истинное назначение психологии» (Рубинштейн, 1957. С.316).
48 МакшановС.И.
Л.С. Выготский писал, что цель научной психологии - научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением (Выготский, 1965). По мнению И.Лингарта, психология вырабатывает теорию изменений психических деятельностей и находит средства управления процессами этих изменений в желательном направлении (Лингарт,1970). Возникновение новообразований, по мнению И.П.Павлова, - установление новых связей, новых условных рефлексов. «...Факт условного. рефлекса есть повседневнейший и распространеннейший факт. Это есть, очевидно, то, что мы знаем в себе и в животных под разными названиями: дрессировки, дисциплины, воспитания, привычки» - писал он (Павлов, 1952. С. 17). Как отмечает Л.А.Петровская, все крупнейшие теоретические системы обычно сочетают построение объяснительных схем, трактующих психическую природу личности или социальных групп, с разработкой принципов активного вмешательства, воздействия на группы и личность, что отчетливо видно на примере концептуальных схем Д.Морено, К. Левина, Ф.Скиннера, К.Роджерса (Петровская, 1982).
|
|
Возникает необходимость определения наиболее общего понятия - концепта, позволяющего отразить сущность трансформации психологических феноменов в желательном направлении. Искомое понятие, как нам представляется, должно обладать достаточной универсальностью и объяснительной силой, тем более что в фокусе перечисленных выше направлений психологической и педагогической практики находится человек как носитель сознания и субъект деятельности, что создает предпосылки для создания непротиворечивой теории изменений психологических феноменов.
Учитывая то, что в научном обиходе используется значительное количество понятий, обозначающих те или иные аспекты изменения (развитие, формирование, адаптация, учение, научение, воспитание, обучение, коррекция, воздействие, формирование, развитие, психологическая подготовка), необходимы уточнения используемого языка описания. К попытке анализа побуждает необходимость выделения категории, обладающей универсальностью и не-
|
|
Психология тренинга 49
противоречивостью при описании вполне конкретной психической реальности. Предлагая использовать концепт «преднамеренное изменение» в качестве базового понятия, целесообразно провести сравнение терминов, распространенных в философских, биологических и социальных науках и имеющих отношение к проблеме изменений (табл. 2).
Исходной и наиболее общей категорией по отношению к понятию «преднамеренное изменение» выступает категория «движение». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство связанных с движением понятий и категорий или определяются через категорию изменения, либо она используется в качестве вспомогательного понятия. Так, движение определяется как «способ существования материи, ее важнейший атрибут; изменение вообще» (Философский словарь, 1987. С.363). Развитие - как «закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное» (Там же. С.400), как процесс изменения связей, форм и структур соответствующей системы. При этом выделяются два типа развития: эволюция («развертывание», представление об изменениях в обществе и природе), инволюция («обратное» развитие, атрофия, свертывание функций), и две противоположные формы - прогресс и регресс.
С опорой на перечисленные категории определяются все виды генезов (антропогенез, расогенез, социогенез, филогенез, онтогенез, профессиогенез), причем в содержание понятий онтогенез, социогенез, профессиогенез включается термин формирование, используемый в определениях воспитания и обучения. Развитие психики в целом рассматривается как последовательное, прогрессирующее (с отдельными моментами регресса) и в целом необратимое количественное и качественное изменение психики живых существ.
Развитие психики понимается как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, и отмечено необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию
50 Макшанов СИ.
Таблица 2
Основные понятия используемые для описания изменений психологических феноменов
Понятие | Толковый словарь русского языка | Философский словарь | Психологический словарь |
Развитие | Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. 633) | Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное (С. 400) | Развитие (психики) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые изменения психики живых существ (С. 306) |
Формирование | Придание определенной формы (С. 844) | Определения нет | Определения нет |
Обучение | Передача кому-либо знаний, навыков, умений (С. 834) | Определения нет | Определения нет |
Воспитание | Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (С. 95) | Определения нет | Процесс активного и целенаправленного формирования личности ребенка (С. 292) |
Психологическое воздействие | Воздействие=влияние-действие оказываемое на кого-либо (С. 83) | Определения нет | Определения нет |
Преднамеренное изменение | Заранее обдуманная, умышленная поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее (С. 236) | Наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, предоставляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое (С. 159) | Определения нет |
|
|