Психологические теории преднамеренных изменений

1.3.1. Определение понятия «преднамеренное изменение»

Многочисленные психологические концегщии, относя­щиеся к проблеме изменений психического, объединяет устой­чивый интерес к их детерминации, выявлению причин появле­ния психического отражения, развития и деградации психиче­ских функций, формирования личностных и субъектных свойств человека. Это обстоятельство как минимум предпола­гает прояснение мотивации работавших в этой области иссле­дователей, отыскание ответа на вопрос, зачем велись эти поис­ки, были ли предпринимаемые усилия лишь попыткой удовле­творения любопытства, желанием познавать ради самого по­знания.

В ряде работ содержатся ответы на эти вопросы. C.JL Рубинштейн видел смысл познания психологических характе­ристик человека в том, чтобы «их совершенствовать, таково истинное назначение психологии» (Рубинштейн, 1957. С.316).

48 МакшановС.И.

Л.С. Выготский писал, что цель научной психологии - научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психи­кой, к искусственному управлению поведением (Выготский, 1965). По мнению И.Лингарта, психология вырабатывает теорию изменений психических деятельностей и находит средства управления процессами этих изменений в жела­тельном направлении (Лингарт,1970). Возникновение ново­образований, по мнению И.П.Павлова, - установление но­вых связей, новых условных рефлексов. «...Факт условного. рефлекса есть повседневнейший и распространеннейший факт. Это есть, очевидно, то, что мы знаем в себе и в живот­ных под разными названиями: дрессировки, дисциплины, воспитания, привычки» - писал он (Павлов, 1952. С. 17). Как отмечает Л.А.Петровская, все крупнейшие теоретические системы обычно сочетают построение объяснительных схем, трактующих психическую природу личности или социаль­ных групп, с разработкой принципов активного вмешатель­ства, воздействия на группы и личность, что отчетливо вид­но на примере концептуальных схем Д.Морено, К. Левина, Ф.Скиннера, К.Роджерса (Петровская, 1982).

Возникает необходимость определения наиболее об­щего понятия - концепта, позволяющего отразить сущность трансформации психологических феноменов в желательном направлении. Искомое понятие, как нам представляется, должно обладать достаточной универсальностью и объяс­нительной силой, тем более что в фокусе перечисленных выше направлений психологической и педагогической прак­тики находится человек как носитель сознания и субъект деятельности, что создает предпосылки для создания непро­тиворечивой теории изменений психологических феноме­нов.

Учитывая то, что в научном обиходе используется значительное количество понятий, обозначающих те или иные аспекты изменения (развитие, формирование, адапта­ция, учение, научение, воспитание, обучение, коррекция, воздействие, формирование, развитие, психологическая подготовка), необходимы уточнения используемого языка описания. К попытке анализа побуждает необходимость выделения категории, обладающей универсальностью и не-

Психология тренинга 49

противоречивостью при описании вполне конкретной пси­хической реальности. Предлагая использовать концепт «преднамеренное изменение» в качестве базового понятия, целесообразно провести сравнение терминов, распростра­ненных в философских, биологических и социальных науках и имеющих отношение к проблеме изменений (табл. 2).

Исходной и наиболее общей категорией по отноше­нию к понятию «преднамеренное изменение» выступает ка­тегория «движение». Обращает на себя внимание то обстоя­тельство, что большинство связанных с движением понятий и категорий или определяются через категорию изменения, либо она используется в качестве вспомогательного поня­тия. Так, движение определяется как «способ существования материи, ее важнейший атрибут; изменение вообще» (Философский словарь, 1987. С.363). Развитие - как «закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное» (Там же. С.400), как процесс изменения свя­зей, форм и структур соответствующей системы. При этом выделяются два типа развития: эволюция («развертывание», представление об изменениях в обществе и природе), инво­люция («обратное» развитие, атрофия, свертывание функ­ций), и две противоположные формы - прогресс и регресс.

С опорой на перечисленные категории определяются все виды генезов (антропогенез, расогенез, социогенез, фи­логенез, онтогенез, профессиогенез), причем в содержание понятий онтогенез, социогенез, профессиогенез включается термин формирование, используемый в определениях вос­питания и обучения. Развитие психики в целом рассматри­вается как последовательное, прогрессирующее (с отдель­ными моментами регресса) и в целом необратимое количе­ственное и качественное изменение психики живых существ.

Развитие психики понимается как закономерное изме­нение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразова­ниях, и отмечено необратимым характером изменений, на­правленностью (т.е. способностью к накапливанию

50 Макшанов СИ.

Таблица 2

Основные понятия используемые для описания изменений психологических феноменов

Понятие Толковый словарь русского языка Философский словарь Психологический словарь
Развитие Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. 633) Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное (С. 400) Развитие (психики) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые изменения психики живых существ (С. 306)
Формирование Придание определенной формы (С. 844) Определения нет Определения нет
Обучение Передача кому-либо знаний, навыков, умений (С. 834) Определения нет Определения нет
Воспитание Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни (С. 95) Определения нет Процесс активного и целенаправленного формирования личности ребенка (С. 292)
Психологическое воздействие Воздействие=влияние-действие оказываемое на кого-либо (С. 83) Определения нет Определения нет
Преднамеренное изменение Заранее обдуманная, умышленная поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее (С. 236) Наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, предоставляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое (С. 159) Определения нет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: