Психология тренинга 51

изменений, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одно­го вида).

К.К.Платонов определяет формирование как вид раз­вития личности, как изменение психологической динамиче­ской структуры личности, имеющее несколько видов, каж­дый из которых специфичен для определенного иерархиче­ского уровня: тренировка, упражнение, обучение, воспита­ние и психологическая подготовка как обобщенный вид формирования личности (Платонов, 1961. С. 161).

Учение рассматривается как процесс изменений на энергетически - активирующем и семантико-мыслительном уровнях, как изменение в координации стимулов и реакций, а также в системе координации индивидуума и ситуации.

Изменение определяется как наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое. Изменение включает в себя любые пространствен­ные перемещения тел, внутренние превращения форм дви­жения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. Изменение охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их ка­чественные трансформации. Исторически претерпевают из­менения не только любые конкретные свойства тел, но и са­ми законы движения материи (Энциклопедический словарь, 1987. С. 159).

Представляется что более адекватным понятием по отношению к теории тренинга будет понятие «преднамеренное изменение» как наиболее универсальное: оно в равной степени отражает изменения, происходящие у участников взаимодействия. Участники взаимодействия мо­гут стать субъектами изменений только при том условии, если они изменяются сами. Понятие «преднамеренное изме­нение» адекватно отражает цель, процесс и результат изме­нений, подчеркивает их осознанный характер. Понятие «развитие», являясь более узким по отношению к понятию «изменение», связано с понятием «формирование», что по сути дела отражает противоречивую идею, идею формаль-

52 Макшанов СИ.

ного характера развития, без проникновения в суть, внутрь. Понятие преднамеренного изменения позволяет применять его и к ситуациям, не относящимся к развитию в принятом понимании, например, когда в результате преднамеренного изменения трансформируются отношения личности к чему-либо, то это безусловно является изменением, но не разви­тием. Другими словами, изменение возможно без развития, развитие - нет. Кроме того, данная категория в большей степени соответствует гуманистической парадигме в психо­логии, позволяя рассматривать процесс изменений как взаимодействие его субъектов.

Преднамеренное изменение предлагается определить как осознанную активность субъектов взаимодействия, на­правленную на гармонизацию их личностного и профессио­нального бытия. Подобная трактовка отражает вектор раз­вития психологии как науки, стремящейся не только к объ­яснению психических явлений, но и к управлению ими, в том числе применительно к преднамеренному изменению, связанному с психологическим обеспечением профессио­нальной деятельности.

/. 3.2. Теории преднамеренных изменений

К теориям и психологическим школам, выстроенным преимущественно как теории, претендующие на обоснова­ние изменения психических феноменов в желательном на­правлении относятся психоаналитические, поведенческие и гуманистические концепции, которые выступают теорети­ческими основаниями для систематизированных подходов к различным областям практики обучения, воспитания, пси­хотерапии, коррекции, развития и их методов.

К основным теоретическим направлениям, претен­дующим на обоснование преднамеренных изменений сего­дня относятся психоаналитический, поведенческий (бихевиоральный) и гуманистический подходы.

Психоаналитический подход обычно связывают с именем его основателя З.Фрейда, придававшего бессозна­тельным структурам психики особое значение в жизни че­ловека, предложившего собственную структуру личности и разработавшего представление о механизмах изменений

Психология тренинга 53

личности и средствах изменений. Основной чертой концеп­ций, развивавшихся с опорой на идеи З.Фрейда, можно при­знать ориентацию на ведущую роль бессознательной моти­вации в поведении и деятельности людей, и следовательно, происходящих с ними изменений.

Психоаналитические концепции существенно расши­рили намеченные философами идеи о месте и роли бессоз­нательного в жизнедеятельности человека, опровергнув на основе феноменологической аргументации без привлечения количественных экспериментальных данных существовав­шие представления о полном контроле сознания над пове­дением. Этот факт дает основания для интерпретаций уче­ния Фрейда как философской, а не психологической теории. Согласно воззрениям З.Фрейда, структура личности включает в себя три инстанции - Ид, Эго и Супер-эго. Ид рассматривалась как система, тесно связанная с биологиче­ски врожденными сексуальными и агрессивными побужде­ниями и подчиняющаяся принципу удовольствия. Эго - ин­станция, управляемая принципом реальности и обслужи­вающая потребности Ид. Супер-эго - инстанция, функцио­нирующая по принципу общественного подкрепления. Ин­станции находятся в конфликтных отношениях друг с дру­гом, динамика конфликта определяется событиями, имев­шими место в прошлом и определяющими жизнедеятель­ность человека в зрелые годы. З.Фрейд называет два основ­ных принципа поведения - тенденцию к сохранению ста­бильности и тенденцию к получению удовольствий. В то же время подобное понимание тенденций ограничивает воз­можности изменений, а конкретно развития, которое не предлагает человеку ситуации, ведущие исключительно к получению удовольствия. Определяя цель воспитания как побуждение к преодолению принципа удовольствия и к его замещению принципом реальности, З.Фрейд замечает, что Ид пытается помочь процессу развития «Я», пользуясь при этом любовью воспитателя в виде награды, и потому не достигает цели, если избалованное дитя убеждено, что оно обладает этой любовью и без того и не может не при каких обстоятельствах потерять ее. З.Фрейд определяет характер изменений в понимании психоанализа как коррекцию, пси-

54 Макшанов СИ.

хоаналитическое лечение выступает в качестве вторичного воспитания взрослого, как коррекция его воспитания в дет­стве (Фрейд, 1994).

Идеи З.Фрейда были развиты и в значительной мере преобразованы в работах его учеников и последователей: К.Г. Юнга, ААдлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Стека и др.

К.Г.Юнг специфически рассматривал изменения пси­хологических феноменов, признавая дискретный характер сознательной психики; он в отличие от З.Фрейда считает, что сознание развилось на основе бессознательного и отри­цает пансексуализм последнего.

К.Г.Юнгу принадлежат идеи о преимущественной ориентации человека на внутренний мир или внешние со­бытия (в зависимости от чего он относил их к экстра- или интравертированному типу), что влияет на происходящие с людьми изменения. Так, экстраверты более успешны во внешней деятельности, но они рискуют утратить контроль над внутренними процессами; интраверты в силу своей по­груженности во внутренний мир, уменьшают меру контакта с внешним окружением и менее эффективны в коммуника­ции и деятельности, связанной с взаимодействием. К.Г.Юнг не находил эти фиксации жесткими и считал возможным их гибкое воплощение в практической жизни. Введя в психо­аналитическую теорию категории высшего бессознательно­го и архетипов, Юнг видел необходимость интеграции соз­нательной и бессознательной сфер человека, что получило название индивидуации. Процесс изменений в юнгианском толковании имеет аналитическую и синтетическую стадии, проводимые под руководством аналитика, причем на синте­тической стадии формируются новые образы мира и себя в нем, новые привычки, стереотипы и способы поведения.

А.Адлер в основу динамики психологических феноме­нов положил идею неполноценности, которая в той или иной степени присуща каждому человеку и вызывает стрем­ление к ее преодолению. А.Адлер буквально рассматривает чувство неполноценности как причину всех улучшений в положении человека. Взаимодействие неполноценности со стремлением к превосходству, которое Адлер также наделя­ет позитивным звучанием, определяет разрешение челове-

Психология тренинга __________________55

ком его основных жизненных задач: работы, дружбы и люб­ви. Основу изменения Адлер видит в осознании специфиче­ского для человека жизненного стиля, в придании более реалистического характера жизненным целям и в ослабле­нии заботы человека о собственном престиже, принятии ин­тересов общества (Сидоренко, 1992).

Современные ответвления психоанализа, психодина­мические теории, представленные работами К.Хорни, Э.Фромма и других модернизируют эту концепцию, ориен­тируясь на определяющую роль бессознательной мотива­ции, отказываясь от детерминации изменений биологически запрограммированными структурами психики. Альтернати­вой врожденным инстинктам становятся неосознанные ре­зультаты интерперсональных взаимодействий, осознание которых выступает условием изменений (Фромм, 1986). В целом психоаналитическое направление ориентировалось на устранение неблагополучия, связанного с психическими расстройствами, лечение соматических заболеваний, имею­щих психогенную природу, и предотвращение инвалидиза-ции. Кроме того, ортодоксальный психоанализ предназна­чался для интеллектуально развитых людей.

Поведенческий (бихевиористский) подход оформился в самостоятельное научное направление в начале XX в. в США. Точкой отсчета истории этого направления иногда считают 1913 г., когда была опубликована статья Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», где целью психологии провозглашалось предсказание поведе­ния и контроль над ним (Энциклопедический словарь, 1987. С.17-18). С поведенческими концепциями связаны имена Дж.Уотсона, Э.Торндайка, Б.Скиннера, ГАйзенка, Т.Шибутани и других психологов.

Отказавшись от исследования внутренних психиче­ских факторов, классики бихевиоризма сосредоточились на изучении объективно фиксируемых ситуационных и пове­денческих проявлений человека, получив обширный экспе­риментальный материал. Классический поведенческий под­ход содержал описания основных законов возникновения навыков, к которым сводились все наиболее сложные и специфически человеческие формы деятельности. Основной

56 МакшановС.И.

фактор управления поведением был постулирован Э.Торндайком в 1898 г. как закон эффекта, обозначавший, что действие ведущее к желательному результату, как пра­вило, совершается повторно в сходных обстоятельствах. Впоследствии Б.Скиннер заменил объяснительную формулу Торндайка «S - R» на формулу «R - S». Суть произведенной замены заключалась в экспериментально установленных эффектах возникновения форм поведения и навыков дея­тельности, когда экспериментатор подкреплял необходимые поведенческие проявления, а не создавал зависимости между необходимыми реакциями и предваряющими их внешними стимулами. В поведенческих концепциях особая роль отво­дится средовым факторам изменений, к которым вынужден приспосабливаться человек, выбирающий те или иные дей­ствия, что в конечном счете формирует1 новые формы пове­дения. Оперантное обусловливание преобразовало видение Торндайка, в развитии которого основную роль сыграл Б.Скиннер, считавший, что оно приводит к изменениям в человеческом поведении как к следствиям закрепления дей­ствий, ведущих к желательным последствиям и избавления от действий, вызывающих нарушение равновесия и возник­новение напряжения. В оперантном научении выделялись три основные разновидности: научение методом проб и ошибок (Latham, Saari, 1979), научение путем формирования реакции (Skinner, 1938) и научение путем наблюдения (Bandura, 1969, 1971). Преградой на пути изменений в пове­денческих концепциях считалось предыдущее неправильное научение или его отсутствие. Поведенческие концепции ши­роко использовались в обучении и профессиональной под­готовке, психологической коррекции.

Гуманистические концепции формировались в США в 50-60-е гг. XX в. Их создание и последующее развитие обычно связывают с именами Р.Мэя, А.Маслоу, К.Роджерса. Гуманистическая психология была заявлена как альтернатива негуманным и редукционистским положе­ниям поведенческих и психоаналитических теорий и прак­тики.

Во всех своих ответвлениях гуманистическая психоло­гия подчеркивала уникальность субъективного опыта лич-

Психология тренинга 57

ности, то, что человек обладает наиболее полной информа­цией о самом себе. Детерминация поступков человека свя­зана в первую очередь с тем, как именно данная ситуация определена субъектом.

Имея в любой ситуации выбор между возможностями созидания, преодоления, преобразования и ухода, разруше­ния, деградации, человек в большей степени, чем его внеш­нее окружение, определяет то, какая из возможностей будет актуализирована. Получив название «третьей силы», гума^ нистическая психология обратилась к поиску «гуманизи­рованных» методов изучения и изменения психических фе­номенов, причем негативные явления, такие, как разнооб­разные аномалии, дефекты воспитания и обучения рассмат­ривались как детерминированные ситуационно, а не объек­тивно. Фокус исследований в рамках гуманистической пси­хологии направлялся на потребность человека в самоизме­нении, «самоактуализации». Гуманистические концепции в гораздо большей степени, нежели психоаналитические и по­веденческие, интегрированы с философскими идеями, отно­сящимися к проблемам смысла, творчества, свободы и от­ветственности, этических аспектов бытия.

Классик гуманистического направления Ролло Мэй обратил внимание на необходимость формирования пред­ставлений о структуре личности, исходящих из гуманисти­ческих идеалов, которые, сохраняя свое теоретическое зна­чение, были бы применимы к прикладным и практическим аспектам психологической науки.

Обращая внимание на необходимость определения понятия личности, Р.Мэй писал: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с кли­ентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или лю­бого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт соз­нательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания» (Мэй, 1994. С. 12). Р.Мэй выделял четыре основных компонента лично­сти:

58 Макшанов СИ.

1. Свобода (понимание себя, открытое самовыражение и принятие ответственности за свои поступки).

2. Индивидуальность.

3. Социальная интегрированность.

4. Глубина религиозности (нравственность).

Один из классиков гуманистической психологии и ос­нователь логотерапии В.Франкл создал философски обос­нованные техники парадоксальной интенции и дерефлексии (Франкл, 1990). Главным положением созданной В.Франклом логотерапии была идея борьбы за смысл жиз­ни, обретение которого позволяет человеку справляться с крайне неблагоприятными жизненными ситуациями. Для достижения смысла, по мнению В.Франкла необходимо не снятие напряжения, не достижение равновесия, а духовная динамика, возникающая между целью и человеком, стремя­щимся к ее достижению.

К гуманистическим теориям относятся также психо­синтетическая концепция РАссаджиоли (Ассаджиоли, 1994) и гештальт-подход Ф. Перлза (Перлз, 1995).

Следует сказать, что гуманистическая психология глу­боко интегрирована с философией экзистенциализма и яв­ляется по сути дела ее составной частью. Такие ценности экзистенциальной философии, как свобода и ответствен­ность, делают более реалистичной гуманистическую тео­рию, в которой, в частности, есть идея об изначальной по­зитивности и конструктивности человеческой психики, га­рантирующей позитивное психическое развитие при нали­чии благоприятных социальных условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: