изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).
К.К.Платонов определяет формирование как вид развития личности, как изменение психологической динамической структуры личности, имеющее несколько видов, каждый из которых специфичен для определенного иерархического уровня: тренировка, упражнение, обучение, воспитание и психологическая подготовка как обобщенный вид формирования личности (Платонов, 1961. С. 161).
Учение рассматривается как процесс изменений на энергетически - активирующем и семантико-мыслительном уровнях, как изменение в координации стимулов и реакций, а также в системе координации индивидуума и ситуации.
Изменение определяется как наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое. Изменение включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. Изменение охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают изменения не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи (Энциклопедический словарь, 1987. С. 159).
|
|
Представляется что более адекватным понятием по отношению к теории тренинга будет понятие «преднамеренное изменение» как наиболее универсальное: оно в равной степени отражает изменения, происходящие у участников взаимодействия. Участники взаимодействия могут стать субъектами изменений только при том условии, если они изменяются сами. Понятие «преднамеренное изменение» адекватно отражает цель, процесс и результат изменений, подчеркивает их осознанный характер. Понятие «развитие», являясь более узким по отношению к понятию «изменение», связано с понятием «формирование», что по сути дела отражает противоречивую идею, идею формаль-
52 Макшанов СИ.
ного характера развития, без проникновения в суть, внутрь. Понятие преднамеренного изменения позволяет применять его и к ситуациям, не относящимся к развитию в принятом понимании, например, когда в результате преднамеренного изменения трансформируются отношения личности к чему-либо, то это безусловно является изменением, но не развитием. Другими словами, изменение возможно без развития, развитие - нет. Кроме того, данная категория в большей степени соответствует гуманистической парадигме в психологии, позволяя рассматривать процесс изменений как взаимодействие его субъектов.
|
|
Преднамеренное изменение предлагается определить как осознанную активность субъектов взаимодействия, направленную на гармонизацию их личностного и профессионального бытия. Подобная трактовка отражает вектор развития психологии как науки, стремящейся не только к объяснению психических явлений, но и к управлению ими, в том числе применительно к преднамеренному изменению, связанному с психологическим обеспечением профессиональной деятельности.
/. 3.2. Теории преднамеренных изменений
К теориям и психологическим школам, выстроенным преимущественно как теории, претендующие на обоснование изменения психических феноменов в желательном направлении относятся психоаналитические, поведенческие и гуманистические концепции, которые выступают теоретическими основаниями для систематизированных подходов к различным областям практики обучения, воспитания, психотерапии, коррекции, развития и их методов.
К основным теоретическим направлениям, претендующим на обоснование преднамеренных изменений сегодня относятся психоаналитический, поведенческий (бихевиоральный) и гуманистический подходы.
Психоаналитический подход обычно связывают с именем его основателя З.Фрейда, придававшего бессознательным структурам психики особое значение в жизни человека, предложившего собственную структуру личности и разработавшего представление о механизмах изменений
Психология тренинга 53
личности и средствах изменений. Основной чертой концепций, развивавшихся с опорой на идеи З.Фрейда, можно признать ориентацию на ведущую роль бессознательной мотивации в поведении и деятельности людей, и следовательно, происходящих с ними изменений.
Психоаналитические концепции существенно расширили намеченные философами идеи о месте и роли бессознательного в жизнедеятельности человека, опровергнув на основе феноменологической аргументации без привлечения количественных экспериментальных данных существовавшие представления о полном контроле сознания над поведением. Этот факт дает основания для интерпретаций учения Фрейда как философской, а не психологической теории. Согласно воззрениям З.Фрейда, структура личности включает в себя три инстанции - Ид, Эго и Супер-эго. Ид рассматривалась как система, тесно связанная с биологически врожденными сексуальными и агрессивными побуждениями и подчиняющаяся принципу удовольствия. Эго - инстанция, управляемая принципом реальности и обслуживающая потребности Ид. Супер-эго - инстанция, функционирующая по принципу общественного подкрепления. Инстанции находятся в конфликтных отношениях друг с другом, динамика конфликта определяется событиями, имевшими место в прошлом и определяющими жизнедеятельность человека в зрелые годы. З.Фрейд называет два основных принципа поведения - тенденцию к сохранению стабильности и тенденцию к получению удовольствий. В то же время подобное понимание тенденций ограничивает возможности изменений, а конкретно развития, которое не предлагает человеку ситуации, ведущие исключительно к получению удовольствия. Определяя цель воспитания как побуждение к преодолению принципа удовольствия и к его замещению принципом реальности, З.Фрейд замечает, что Ид пытается помочь процессу развития «Я», пользуясь при этом любовью воспитателя в виде награды, и потому не достигает цели, если избалованное дитя убеждено, что оно обладает этой любовью и без того и не может не при каких обстоятельствах потерять ее. З.Фрейд определяет характер изменений в понимании психоанализа как коррекцию, пси-
54 Макшанов СИ.
хоаналитическое лечение выступает в качестве вторичного воспитания взрослого, как коррекция его воспитания в детстве (Фрейд, 1994).
|
|
Идеи З.Фрейда были развиты и в значительной мере преобразованы в работах его учеников и последователей: К.Г. Юнга, ААдлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Стека и др.
К.Г.Юнг специфически рассматривал изменения психологических феноменов, признавая дискретный характер сознательной психики; он в отличие от З.Фрейда считает, что сознание развилось на основе бессознательного и отрицает пансексуализм последнего.
К.Г.Юнгу принадлежат идеи о преимущественной ориентации человека на внутренний мир или внешние события (в зависимости от чего он относил их к экстра- или интравертированному типу), что влияет на происходящие с людьми изменения. Так, экстраверты более успешны во внешней деятельности, но они рискуют утратить контроль над внутренними процессами; интраверты в силу своей погруженности во внутренний мир, уменьшают меру контакта с внешним окружением и менее эффективны в коммуникации и деятельности, связанной с взаимодействием. К.Г.Юнг не находил эти фиксации жесткими и считал возможным их гибкое воплощение в практической жизни. Введя в психоаналитическую теорию категории высшего бессознательного и архетипов, Юнг видел необходимость интеграции сознательной и бессознательной сфер человека, что получило название индивидуации. Процесс изменений в юнгианском толковании имеет аналитическую и синтетическую стадии, проводимые под руководством аналитика, причем на синтетической стадии формируются новые образы мира и себя в нем, новые привычки, стереотипы и способы поведения.
А.Адлер в основу динамики психологических феноменов положил идею неполноценности, которая в той или иной степени присуща каждому человеку и вызывает стремление к ее преодолению. А.Адлер буквально рассматривает чувство неполноценности как причину всех улучшений в положении человека. Взаимодействие неполноценности со стремлением к превосходству, которое Адлер также наделяет позитивным звучанием, определяет разрешение челове-
|
|
Психология тренинга __________________55
ком его основных жизненных задач: работы, дружбы и любви. Основу изменения Адлер видит в осознании специфического для человека жизненного стиля, в придании более реалистического характера жизненным целям и в ослаблении заботы человека о собственном престиже, принятии интересов общества (Сидоренко, 1992).
Современные ответвления психоанализа, психодинамические теории, представленные работами К.Хорни, Э.Фромма и других модернизируют эту концепцию, ориентируясь на определяющую роль бессознательной мотивации, отказываясь от детерминации изменений биологически запрограммированными структурами психики. Альтернативой врожденным инстинктам становятся неосознанные результаты интерперсональных взаимодействий, осознание которых выступает условием изменений (Фромм, 1986). В целом психоаналитическое направление ориентировалось на устранение неблагополучия, связанного с психическими расстройствами, лечение соматических заболеваний, имеющих психогенную природу, и предотвращение инвалидиза-ции. Кроме того, ортодоксальный психоанализ предназначался для интеллектуально развитых людей.
Поведенческий (бихевиористский) подход оформился в самостоятельное научное направление в начале XX в. в США. Точкой отсчета истории этого направления иногда считают 1913 г., когда была опубликована статья Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», где целью психологии провозглашалось предсказание поведения и контроль над ним (Энциклопедический словарь, 1987. С.17-18). С поведенческими концепциями связаны имена Дж.Уотсона, Э.Торндайка, Б.Скиннера, ГАйзенка, Т.Шибутани и других психологов.
Отказавшись от исследования внутренних психических факторов, классики бихевиоризма сосредоточились на изучении объективно фиксируемых ситуационных и поведенческих проявлений человека, получив обширный экспериментальный материал. Классический поведенческий подход содержал описания основных законов возникновения навыков, к которым сводились все наиболее сложные и специфически человеческие формы деятельности. Основной
56 МакшановС.И.
фактор управления поведением был постулирован Э.Торндайком в 1898 г. как закон эффекта, обозначавший, что действие ведущее к желательному результату, как правило, совершается повторно в сходных обстоятельствах. Впоследствии Б.Скиннер заменил объяснительную формулу Торндайка «S - R» на формулу «R - S». Суть произведенной замены заключалась в экспериментально установленных эффектах возникновения форм поведения и навыков деятельности, когда экспериментатор подкреплял необходимые поведенческие проявления, а не создавал зависимости между необходимыми реакциями и предваряющими их внешними стимулами. В поведенческих концепциях особая роль отводится средовым факторам изменений, к которым вынужден приспосабливаться человек, выбирающий те или иные действия, что в конечном счете формирует1 новые формы поведения. Оперантное обусловливание преобразовало видение Торндайка, в развитии которого основную роль сыграл Б.Скиннер, считавший, что оно приводит к изменениям в человеческом поведении как к следствиям закрепления действий, ведущих к желательным последствиям и избавления от действий, вызывающих нарушение равновесия и возникновение напряжения. В оперантном научении выделялись три основные разновидности: научение методом проб и ошибок (Latham, Saari, 1979), научение путем формирования реакции (Skinner, 1938) и научение путем наблюдения (Bandura, 1969, 1971). Преградой на пути изменений в поведенческих концепциях считалось предыдущее неправильное научение или его отсутствие. Поведенческие концепции широко использовались в обучении и профессиональной подготовке, психологической коррекции.
Гуманистические концепции формировались в США в 50-60-е гг. XX в. Их создание и последующее развитие обычно связывают с именами Р.Мэя, А.Маслоу, К.Роджерса. Гуманистическая психология была заявлена как альтернатива негуманным и редукционистским положениям поведенческих и психоаналитических теорий и практики.
Во всех своих ответвлениях гуманистическая психология подчеркивала уникальность субъективного опыта лич-
Психология тренинга 57
ности, то, что человек обладает наиболее полной информацией о самом себе. Детерминация поступков человека связана в первую очередь с тем, как именно данная ситуация определена субъектом.
Имея в любой ситуации выбор между возможностями созидания, преодоления, преобразования и ухода, разрушения, деградации, человек в большей степени, чем его внешнее окружение, определяет то, какая из возможностей будет актуализирована. Получив название «третьей силы», гума^ нистическая психология обратилась к поиску «гуманизированных» методов изучения и изменения психических феноменов, причем негативные явления, такие, как разнообразные аномалии, дефекты воспитания и обучения рассматривались как детерминированные ситуационно, а не объективно. Фокус исследований в рамках гуманистической психологии направлялся на потребность человека в самоизменении, «самоактуализации». Гуманистические концепции в гораздо большей степени, нежели психоаналитические и поведенческие, интегрированы с философскими идеями, относящимися к проблемам смысла, творчества, свободы и ответственности, этических аспектов бытия.
Классик гуманистического направления Ролло Мэй обратил внимание на необходимость формирования представлений о структуре личности, исходящих из гуманистических идеалов, которые, сохраняя свое теоретическое значение, были бы применимы к прикладным и практическим аспектам психологической науки.
Обращая внимание на необходимость определения понятия личности, Р.Мэй писал: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания» (Мэй, 1994. С. 12). Р.Мэй выделял четыре основных компонента личности:
58 Макшанов СИ.
1. Свобода (понимание себя, открытое самовыражение и принятие ответственности за свои поступки).
2. Индивидуальность.
3. Социальная интегрированность.
4. Глубина религиозности (нравственность).
Один из классиков гуманистической психологии и основатель логотерапии В.Франкл создал философски обоснованные техники парадоксальной интенции и дерефлексии (Франкл, 1990). Главным положением созданной В.Франклом логотерапии была идея борьбы за смысл жизни, обретение которого позволяет человеку справляться с крайне неблагоприятными жизненными ситуациями. Для достижения смысла, по мнению В.Франкла необходимо не снятие напряжения, не достижение равновесия, а духовная динамика, возникающая между целью и человеком, стремящимся к ее достижению.
К гуманистическим теориям относятся также психосинтетическая концепция РАссаджиоли (Ассаджиоли, 1994) и гештальт-подход Ф. Перлза (Перлз, 1995).
Следует сказать, что гуманистическая психология глубоко интегрирована с философией экзистенциализма и является по сути дела ее составной частью. Такие ценности экзистенциальной философии, как свобода и ответственность, делают более реалистичной гуманистическую теорию, в которой, в частности, есть идея об изначальной позитивности и конструктивности человеческой психики, гарантирующей позитивное психическое развитие при наличии благоприятных социальных условий.