Внутренние факторы изменений

Индивидные, субъектные и личностные особенности человека тесно связаны с возможностью и характером изме-

40 МакшановС.И.

нений. Здесь целесообразно говорить о тесной взаимосвязи между внешними и внутренними, субъективными фактора­ми изменений. С одной стороны, особенности человека ока­зывают влияние на его профессиональное и личностное бы­тие, с другой - особенности человека возникают, формиру­ются и изменяются под влиянием жизнедеятельности. Боль­шинство исследований, проливающих свет на зависимость изменений от индивидуально-психологических особенно­стей человека, связаны с проблематикой успешности обуче­ния и профессиональной деятельности, а также с дифферен­циальными исследованиями.

Индивидуально-психологические особенности в онто­генезе, обучении, воспитании, овладении профессиональной деятельностью играют разную роль. Опираясь на выделен­ные основные классы изменений, можно заключить, что в каждом конкретном случае субъективные факторы прояв­ляются в зависимости от всей совокупности внешних фак­торов и того, как внешнее окружение определяется челове­ком. При этом для анализа субъективной детерминации он­тогенетических изменений используются нормативные представления о закономерностях созревания, а при анализе изменений, связанных с обучением и профессиональным становлением, основное внимание уделяется тому, какие психические образования способствуют наибольшей эффек­тивности этих процессов и какую роль играет та или иная функция в их реализации.

Проблема внутренних факторов изменений относится к чрезвычайно сложным и неоднозначным в силу вовлечен­ности в процессы изменений разнородных и разноуровне­вых психических образований тем более, что на сегодняш­ний день отсутствуют общепринятые представления о структуре психики, субъективной реальности как таковой.

При рассмотрении индивидуально-психологических особенностей человека в связи с детерминацией изменений, необходимо учитывать сложную взаимосвязь индивидных, субъектных и личностных свойств. Формирующиеся на ос­нове индивидных субъектные и личностные свойства обла­дают сложной многоуровневой структурой взаимной детер­минации, что проявляется в компенсаторных эффектах и

Психология тренинга 41

сохранении взаимного влияния на различных этапах жизне­деятельности человека.

Тем не менее индивидные свойства человека, вклю­чающие, с точки зрения Б.Г.Ананьева, возрастно-половые и индивидуально-типические свойства, рассматриваются большинством исследователей как базальные. Индивиду­ально-типические свойства включают в себя конституцио­нальные особенности (телосложение и биохимические свой­ства индивида), нейродинамические свойства и особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией го­ловного мозга.

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки, тесно связанные со спо­собностями и общей одаренностью. Психодинамические свойства оказывают влияние на результаты обучения, овла­дение профессиональной деятельностью, индивидуальный стиль деятельности. Это влияние проявляется как опреде­ленные ограничения, пределы изменений, как своеобразие протекания процесса изменений и материал для них. Инди­видный уровень выступает как базальный по отношению к развитию психических процессов, усвоению учебного и профессионального опыта, которые по-разному проходят у конкретных людей в силу имеющихся у них индивидуаль­ных различий.

Индивидные свойства также определяют динамику формирования навыков, умений учения и профессиональ­ной деятельности, что находит свое отражение в формиро­вании личностных свойств, таких, как отношение к себе и самооценка. Обладая высокой стабильностью и фактически не подвергаясь изменениям в процессе человеческой жизни, индивидные свойства определяют формирование многих профессионально значимых качеств. В частности, сила нервных процессов влияет на возможности успешного вы­полнения многих видов профессиональной деятельности в экстремальных условиях, позволяет прогнозировать спо­собность к интенсивному общению и переработке значи­тельных объемов информации. Слабость нервных процес­сов может быть связана с высокой личностной тревожно­стью и чувствительностью, сниженной самооценкой. Свя-

42 Макшанов СИ.

занные с показателями нервной системы экстра- интравер-тированность по некоторым данным определяют изменения, относящиеся к освоению коммуникативных умений и со-циономических профессий (Кудрявцев, 1985).

С развитием личности влияние базальных индивидных структур становится более сложным, маскируется, компен­сируется, сохраняя тем не менее свое значение, которое с особой силой проявляется в критических и экстремальных ситуациях. Результаты компенсации негативных особенно­стей нервной системы зависят в первую очередь от уровня мотивации субъекта.

Определяющее значение для изменений имеют лично­стные свойства. В ряде экспериментальных исследований обнаруживались зависимости между психофизиологически­ми и психологическими особенностями человека и успешно­стью профессионального обучения, адаптацией к профес­сиональному контексту, достижению профессионального мастерства (Анцыферова, 1981. С.3-18; Марищук, 1983; Зи-мичев, 1989; Ломов, 1989).

Опираясь на предложенную Б.Ф.Ломовым трехзвен-ную структуру психики, в которой выделяется интеллекту­альная, коммуникативная и регулятивная сферы, обладаю­щие потенциальностью и проявляющиеся на уровне лично­сти, проследим наметившиеся на сегодняшний день взаимо­связи между их показателями и изменениями.

Интеллектуальный потенциал человека включает со­вокупность его возможностей, интеллектуальных способно­стей, связанных с познанием им самого себя, окружающей действительности и профессиональной среды. Интеллекту­альный потенциал объемлет значительную совокупность количественных и структурных характеристик, к которым, в частности, относятся продуктивность, гибкость, креатив­ность, аналитичность, поленезависимость, лабильность и адаптивность. Под продуктивностью понимаются возмож­ности субъекта по производству мыслительных операций оценки структуры познаваемых объектов и явлений, осо­бенностей взаимосвязей между ними, установления степени сходства и различия, а также прогноза их развития на осно­ве установленных закономерностей. Продуктивность как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: