Индивидные, субъектные и личностные особенности человека тесно связаны с возможностью и характером изме-
40 МакшановС.И.
нений. Здесь целесообразно говорить о тесной взаимосвязи между внешними и внутренними, субъективными факторами изменений. С одной стороны, особенности человека оказывают влияние на его профессиональное и личностное бытие, с другой - особенности человека возникают, формируются и изменяются под влиянием жизнедеятельности. Большинство исследований, проливающих свет на зависимость изменений от индивидуально-психологических особенностей человека, связаны с проблематикой успешности обучения и профессиональной деятельности, а также с дифференциальными исследованиями.
Индивидуально-психологические особенности в онтогенезе, обучении, воспитании, овладении профессиональной деятельностью играют разную роль. Опираясь на выделенные основные классы изменений, можно заключить, что в каждом конкретном случае субъективные факторы проявляются в зависимости от всей совокупности внешних факторов и того, как внешнее окружение определяется человеком. При этом для анализа субъективной детерминации онтогенетических изменений используются нормативные представления о закономерностях созревания, а при анализе изменений, связанных с обучением и профессиональным становлением, основное внимание уделяется тому, какие психические образования способствуют наибольшей эффективности этих процессов и какую роль играет та или иная функция в их реализации.
|
|
Проблема внутренних факторов изменений относится к чрезвычайно сложным и неоднозначным в силу вовлеченности в процессы изменений разнородных и разноуровневых психических образований тем более, что на сегодняшний день отсутствуют общепринятые представления о структуре психики, субъективной реальности как таковой.
При рассмотрении индивидуально-психологических особенностей человека в связи с детерминацией изменений, необходимо учитывать сложную взаимосвязь индивидных, субъектных и личностных свойств. Формирующиеся на основе индивидных субъектные и личностные свойства обладают сложной многоуровневой структурой взаимной детерминации, что проявляется в компенсаторных эффектах и
Психология тренинга 41
сохранении взаимного влияния на различных этапах жизнедеятельности человека.
Тем не менее индивидные свойства человека, включающие, с точки зрения Б.Г.Ананьева, возрастно-половые и индивидуально-типические свойства, рассматриваются большинством исследователей как базальные. Индивидуально-типические свойства включают в себя конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида), нейродинамические свойства и особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией головного мозга.
|
|
Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки, тесно связанные со способностями и общей одаренностью. Психодинамические свойства оказывают влияние на результаты обучения, овладение профессиональной деятельностью, индивидуальный стиль деятельности. Это влияние проявляется как определенные ограничения, пределы изменений, как своеобразие протекания процесса изменений и материал для них. Индивидный уровень выступает как базальный по отношению к развитию психических процессов, усвоению учебного и профессионального опыта, которые по-разному проходят у конкретных людей в силу имеющихся у них индивидуальных различий.
Индивидные свойства также определяют динамику формирования навыков, умений учения и профессиональной деятельности, что находит свое отражение в формировании личностных свойств, таких, как отношение к себе и самооценка. Обладая высокой стабильностью и фактически не подвергаясь изменениям в процессе человеческой жизни, индивидные свойства определяют формирование многих профессионально значимых качеств. В частности, сила нервных процессов влияет на возможности успешного выполнения многих видов профессиональной деятельности в экстремальных условиях, позволяет прогнозировать способность к интенсивному общению и переработке значительных объемов информации. Слабость нервных процессов может быть связана с высокой личностной тревожностью и чувствительностью, сниженной самооценкой. Свя-
42 Макшанов СИ.
занные с показателями нервной системы экстра- интравер-тированность по некоторым данным определяют изменения, относящиеся к освоению коммуникативных умений и со-циономических профессий (Кудрявцев, 1985).
С развитием личности влияние базальных индивидных структур становится более сложным, маскируется, компенсируется, сохраняя тем не менее свое значение, которое с особой силой проявляется в критических и экстремальных ситуациях. Результаты компенсации негативных особенностей нервной системы зависят в первую очередь от уровня мотивации субъекта.
Определяющее значение для изменений имеют личностные свойства. В ряде экспериментальных исследований обнаруживались зависимости между психофизиологическими и психологическими особенностями человека и успешностью профессионального обучения, адаптацией к профессиональному контексту, достижению профессионального мастерства (Анцыферова, 1981. С.3-18; Марищук, 1983; Зи-мичев, 1989; Ломов, 1989).
Опираясь на предложенную Б.Ф.Ломовым трехзвен-ную структуру психики, в которой выделяется интеллектуальная, коммуникативная и регулятивная сферы, обладающие потенциальностью и проявляющиеся на уровне личности, проследим наметившиеся на сегодняшний день взаимосвязи между их показателями и изменениями.
Интеллектуальный потенциал человека включает совокупность его возможностей, интеллектуальных способностей, связанных с познанием им самого себя, окружающей действительности и профессиональной среды. Интеллектуальный потенциал объемлет значительную совокупность количественных и структурных характеристик, к которым, в частности, относятся продуктивность, гибкость, креативность, аналитичность, поленезависимость, лабильность и адаптивность. Под продуктивностью понимаются возможности субъекта по производству мыслительных операций оценки структуры познаваемых объектов и явлений, особенностей взаимосвязей между ними, установления степени сходства и различия, а также прогноза их развития на основе установленных закономерностей. Продуктивность как