показатель интеллектуального потенциала связывается с возможностями человека познавать окружающее в реальном масштабе времени. Гибкость рассматривается как способность использовать при решении проблем различные стратегии и способы мышления. Аналитичность определяется величиной критерия, применяемого в процессах обработки информации субъектом деятельности. Использование критериев с более дробными единицами субъективной шкалы дает более точные оценки. Под креативностью понимается интегральная характеристика личности, тем не менее самым тесным образом связанная с интеллектуальным потенциалом.
Значимость интеллектуальных ресурсов для развития человека и изменений его психологических переменных не нуждается в особых доказательствах. Обнаружено, что сниженный либо непроявленный интеллектуальный потенциал служит серьезным барьером для преднамеренных изменений и изменений вообще. Это связано прежде всего с ограничениями, при получении адекватных образов реальности и их адекватной переработки в ходе операций мышления (Ломов, 1991).
|
|
Сниженный интеллектуальный потенциал вызывает значительные напряжения при изменениях ситуации, так как интеллектуальных ресурсов недостает для своевременного познания сущности происходящего. Такого человека как бы нет в ситуации, он не попадает в темп ее развития или выбрасывается из нее ходом событий.
Коммуникативный потенциал как интегральное психологическое образование отражает возможности человека по установлению и поддержанию контактов с другими людьми, получению и передачи по каналам коммуникации различной информации. Кроме того, коммуникативный потенциал характеризует сложившуюся для конкретного человека структуру деловых и межличностных связей. Особенности коммуникативного потенциала человека характеризуются также преобладающим типом взаимодействия с окружающей средой, особенностями социальной перцепции, коммуникативными навыками и умениями, тесно связанными с эквивалентами природных предпосылок к интенсив-
44 МакшановС.И.
ному и продуктивному общению и взаимодействию. Тит взаимодействия личности со средой определяется как формально-динамическими характеристиками взаимодействуя (величина дистанции, ее гибкость и жесткость, степень аффективной заряженности целей взаимодействия), так и характером контроля и управления взаимодействием. Е.Е. Иванова выделяет три способа взаимодействия личности со средой: устраняющийся, вовлекающий и вторгающийся (Иванова, 1984).
Интерперсональная перцепция определяет возможности человека к адекватному восприятию других людей и тесно связана с понятиями эмпатии и сензитивности. Сензитивность также рассматривается как особенность коммуникативного потенциала, связанная с повышенной чувствительностью к малозаметным особенностям ситуаций, отделенным ассоциациям, что в ряде случаев при нахождении интеллектуального и регулятивного потенциалов в пределах норм позволяет справляться с трудностями и способствует изменениям.
|
|
Совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, определяется Л А. Петровской как коммуникативная компетентность (Петровская, 1989).
Особую роль в детерминации психологических феноменов играет регулятивный, или волевой потенциал, показатели которого связаны с такими значимыми психическими реальностями, как:
- проблема выбора, тесно связанная с ответственностью и имеющимися у субъекта выбора стереотипизироваш-ными фрагментами сознания;
- определение момента начала активности, деятельности, регуляция ее темпа и другие характеристики;
- проблема остановки активности и регуляции состояний сознания, мотивационных и праксических.
Регулятивный потенциал определяет именно те ситуации, когда человек действует активно, по собственному произволу изменяя ситуацию, т.е. совершая акции, действия, реализующие созданную субъектом программу деятельности. Волевые действия относятся к моментам противостояния субъективности личности актуальной ситуации.
Психология тренинга 45
Д.Н.Узнадзе пишет: «В случае воли происходит объективация входящих в процесс активности моментов: "я" и поведение; "я" противостоит поведению... Воля всецело переживается как актуальность "я"» (Узнадзе, 1966. С.378). Специфика регулятивного потенциала определяет способ взаимодействия с объектами внешнего мира и с самим собой, что связано с возможностями человека по саморегуляции (Никифоров, 1989). Регулятивный потенциал выступает как инстанция, в наибольшей степени опосредующая влияние внешних факторов, что особенно ярко проявляется в случаях взаимодействия личности с факторами среды, инициирующими изменения. К показателям регулятивного потенциала, определяющим шансы и характер изменений, относятся также самооценка, связанная с ней шкала экстернальности/интернальности и формирующиеся на их основе инте-гративные показатели, проявляющиеся в жизненных стратегиях.
Самооценка, являясь частью Я-концепции, имеет две компоненты: дескриптивную (история жизни и становления Я) и нормативную (идеал Я) - на основе которых формируются отношения, жизненные цели и стратегии их достижения. Самооценка, как и другие показатели, связана с индивидными характеристиками, в частности, обнаружены тенденции, что ригидная неадекватно высокая самооценка характерна для лиц с высокими показателями силы нервной системы, а неадекватно низкая самооценка с большей вероятностью формируется у людей со слабой нервной системой (Корнеева, 1989). Неадекватная и неустойчивая самооценка блокирует приобретение профессиональных навыков и умений, отрицательно коррелирует с успешностью и надежностью профессиональной деятельности, провоцирует невро-тизацию и суицидальные проявления человека.
К показателям регулятивного потенциала личности также относится и обоснованная Дж.Роттером шкала экстернальности/интернальности. Интернальность показывает степень убежденности человека в своих возможностях управлять своей жизнью, контролировать и изменять окружающий мир, экстернальность, напротив, демонстрирует внутреннюю установленность на ограниченность собствен-
46 Макшанов СИ.
ных возможностей и свою зависимость от обстоятельств, что создает условия для деструктивных изменений (Крылов, Гулина, 1995). В работе К.Муздыбаева показана тесная связь экстернальности/интернальности с ответственностью (Муздыбаев, 1983). Развитые волевые качества в сочетании с адекватной позитивной самооценкой, интернальностыо и уверенностью в себе служат основанием для формирования созидательных жизненных стратегий. В исследованиях, проведенных под руководством С.Кобаса, выделена личностная диспозиция, обозначаемая как «hardiness», включающая в себя три компоненты: принятие человеком безусловных обя-зательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом; способность контролировать жизненные обстоятельства и восприятие жизненных вызовов как шансов, побуждающих к непрерывному >»4i росту (Kobasa, Maddi, Kahn, 1982).
|
|
Заметим, что столкновение человека с драматическими жизненными обстоятельствами может приводить к росту экстернальности, именно поэтому уровень интернальности в значительной степени определяет устойчивость профессионалов в критических ситуациях. В.А. Петровский пишет: «Движение деятельности, процесс ее развертывания необходимо ведет к снятию ограничений, первоначально присущих ситуации... в качестве объекта преодоления могут выступать также и потенциальные ограничения деятельности, в данном случае понимаемые как сужение возможностей субъекта в сфере целеполагания. Ограничения эти побуждают специальную деятельность, направленную на их преодоление. Этим и определяется собственно активность личности» (Петровский, 1975. С.ЗЗ).
При значительном разнообразии экспериментальных данных о характеристиках профессионалов, позволяющих им эффективно обучаться, с высоким качествам реализовы-вать профессиональные задачи, возможно выделение инвариантных характеристик, выступающих как профессионально значимые для большинства видов профессиональной деятельности. К таким качествам причисляют ответственность, самоконтроль, позитивную самооценку, эмоцио-
Психология тренинга 47
|
|
нальную устойчивость, тревожность, отношение к риску, особенности нейродинамики.
Таким образом, можно заключить, что факторы изменений не могут рассматриваться изолированно. Детерминация изменений системна, и в эту систему включены совокупности внешних факторов - физическая и социальная (организация, группа, значимые другие) среда и специфически организованные и индивидуально развитые интрапсихические факторы интеллектуальной, коммуникативной и регулятивной подсистем психики конкретного человека.
При этом индивидные особенности человека выступают как пределы и основа изменений, определяют специфику процесса изменений, особенно на ранних этапах онтогенеза, впоследствии детерминирующая роль переходит к личностным образованиям, в иерархии которых регулятивные характеристики определяют направленность, характер и меру изменений, происходящих по инициативе человека.