Психология тренинга 43

показатель интеллектуального потенциала связывается с возможностями человека познавать окружающее в реаль­ном масштабе времени. Гибкость рассматривается как спо­собность использовать при решении проблем различные стратегии и способы мышления. Аналитичность определя­ется величиной критерия, применяемого в процессах обра­ботки информации субъектом деятельности. Использование критериев с более дробными единицами субъективной шка­лы дает более точные оценки. Под креативностью понима­ется интегральная характеристика личности, тем не менее самым тесным образом связанная с интеллектуальным по­тенциалом.

Значимость интеллектуальных ресурсов для развития человека и изменений его психологических переменных не нуждается в особых доказательствах. Обнаружено, что сни­женный либо непроявленный интеллектуальный потенциал служит серьезным барьером для преднамеренных изменений и изменений вообще. Это связано прежде всего с ограниче­ниями, при получении адекватных образов реальности и их адекватной переработки в ходе операций мышления (Ломов, 1991).

Сниженный интеллектуальный потенциал вызывает значительные напряжения при изменениях ситуации, так как интеллектуальных ресурсов недостает для своевремен­ного познания сущности происходящего. Такого человека как бы нет в ситуации, он не попадает в темп ее развития или выбрасывается из нее ходом событий.

Коммуникативный потенциал как интегральное пси­хологическое образование отражает возможности человека по установлению и поддержанию контактов с другими людьми, получению и передачи по каналам коммуникации различной информации. Кроме того, коммуникативный по­тенциал характеризует сложившуюся для конкретного чело­века структуру деловых и межличностных связей. Особенно­сти коммуникативного потенциала человека характеризу­ются также преобладающим типом взаимодействия с окру­жающей средой, особенностями социальной перцепции, коммуникативными навыками и умениями, тесно связан­ными с эквивалентами природных предпосылок к интенсив-

44 МакшановС.И.

ному и продуктивному общению и взаимодействию. Тит взаимодействия личности со средой определяется как фор­мально-динамическими характеристиками взаимодействуя (величина дистанции, ее гибкость и жесткость, степень аф­фективной заряженности целей взаимодействия), так и ха­рактером контроля и управления взаимодействием. Е.Е. Иванова выделяет три способа взаимодействия личности со средой: устраняющийся, вовлекающий и вторгающийся (Иванова, 1984).

Интерперсональная перцепция определяет возможности человека к адекватному восприятию других людей и тесно связана с понятиями эмпатии и сензитивности. Сензитивность также рассматривается как особенность коммуни­кативного потенциала, связанная с повышенной чувстви­тельностью к малозаметным особенностям ситуаций, отде­ленным ассоциациям, что в ряде случаев при нахождении интеллектуального и регулятивного потенциалов в пределах норм позволяет справляться с трудностями и способствует изменениям.

Совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, определяется Л А. Петровской как коммуникативная компетентность (Петровская, 1989).

Особую роль в детерминации психологических феноменов играет регулятивный, или волевой потенциал, пока­затели которого связаны с такими значимыми психически­ми реальностями, как:

- проблема выбора, тесно связанная с ответственно­стью и имеющимися у субъекта выбора стереотипизироваш-ными фрагментами сознания;

- определение момента начала активности, деятельности, регуляция ее темпа и другие характеристики;

- проблема остановки активности и регуляции со­стояний сознания, мотивационных и праксических.

Регулятивный потенциал определяет именно те ситуа­ции, когда человек действует активно, по собственному произволу изменяя ситуацию, т.е. совершая акции, действия, реализующие созданную субъектом программу деятельно­сти. Волевые действия относятся к моментам противостоя­ния субъективности личности актуальной ситуации.

Психология тренинга 45

Д.Н.Узнадзе пишет: «В случае воли происходит объектива­ция входящих в процесс активности моментов: "я" и пове­дение; "я" противостоит поведению... Воля всецело пережи­вается как актуальность "я"» (Узнадзе, 1966. С.378). Специ­фика регулятивного потенциала определяет способ взаимо­действия с объектами внешнего мира и с самим собой, что связано с возможностями человека по саморегуляции (Никифоров, 1989). Регулятивный потенциал выступает как инстанция, в наибольшей степени опосредующая влияние внешних факторов, что особенно ярко проявляется в случа­ях взаимодействия личности с факторами среды, иниции­рующими изменения. К показателям регулятивного потен­циала, определяющим шансы и характер изменений, отно­сятся также самооценка, связанная с ней шкала экстернальности/интернальности и формирующиеся на их основе инте-гративные показатели, проявляющиеся в жизненных страте­гиях.

Самооценка, являясь частью Я-концепции, имеет две компоненты: дескриптивную (история жизни и становления Я) и нормативную (идеал Я) - на основе которых формиру­ются отношения, жизненные цели и стратегии их достиже­ния. Самооценка, как и другие показатели, связана с инди­видными характеристиками, в частности, обнаружены тен­денции, что ригидная неадекватно высокая самооценка ха­рактерна для лиц с высокими показателями силы нервной системы, а неадекватно низкая самооценка с большей веро­ятностью формируется у людей со слабой нервной системой (Корнеева, 1989). Неадекватная и неустойчивая самооценка блокирует приобретение профессиональных навыков и уме­ний, отрицательно коррелирует с успешностью и надежно­стью профессиональной деятельности, провоцирует невро-тизацию и суицидальные проявления человека.

К показателям регулятивного потенциала личности также относится и обоснованная Дж.Роттером шкала экстернальности/интернальности. Интернальность показывает степень убежденности человека в своих возможностях управлять своей жизнью, контролировать и изменять окру­жающий мир, экстернальность, напротив, демонстрирует внутреннюю установленность на ограниченность собствен-

46 Макшанов СИ.

ных возможностей и свою зависимость от обстоятельств, что создает условия для деструктивных изменений (Крылов, Гулина, 1995). В работе К.Муздыбаева показана тесная связь экстернальности/интернальности с ответственностью (Муздыбаев, 1983). Развитые волевые качества в сочетании с адекватной позитивной самооценкой, интернальностыо и уверенностью в себе служат основанием для формирования созидательных жизненных стратегий. В исследованиях, про­веденных под руководством С.Кобаса, выделена личностная диспозиция, обозначаемая как «hardiness», включающая в себя три компоненты: принятие человеком безусловных обя-зательств, ведущих к идентификации себя с намерением вы­полнить действие и с его результатом; способность контро­лировать жизненные обстоятельства и восприятие жизнен­ных вызовов как шансов, побуждающих к непрерывному >»4i росту (Kobasa, Maddi, Kahn, 1982).

Заметим, что столкновение человека с драматически­ми жизненными обстоятельствами может приводить к росту экстернальности, именно поэтому уровень интернальности в значительной степени определяет устойчивость профес­сионалов в критических ситуациях. В.А. Петровский пишет: «Движение деятельности, процесс ее развертывания необхо­димо ведет к снятию ограничений, первоначально присущих ситуации... в качестве объекта преодоления могут выступать также и потенциальные ограничения деятельности, в дан­ном случае понимаемые как сужение возможностей субъек­та в сфере целеполагания. Ограничения эти побуждают спе­циальную деятельность, направленную на их преодоление. Этим и определяется собственно активность личности» (Петровский, 1975. С.ЗЗ).

При значительном разнообразии экспериментальных данных о характеристиках профессионалов, позволяющих им эффективно обучаться, с высоким качествам реализовы-вать профессиональные задачи, возможно выделение инва­риантных характеристик, выступающих как профессио­нально значимые для большинства видов профессиональ­ной деятельности. К таким качествам причисляют ответст­венность, самоконтроль, позитивную самооценку, эмоцио-

Психология тренинга 47

нальную устойчивость, тревожность, отношение к риску, особенности нейродинамики.

Таким образом, можно заключить, что факторы измене­ний не могут рассматриваться изолированно. Детерминация изменений системна, и в эту систему включены совокупности внешних факторов - физическая и социальная (организация, группа, значимые другие) среда и специфически организован­ные и индивидуально развитые интрапсихические факторы интеллектуальной, коммуникативной и регулятивной подсис­тем психики конкретного человека.

При этом индивидные особенности человека выступают как пределы и основа изменений, определяют специфику про­цесса изменений, особенно на ранних этапах онтогенеза, впо­следствии детерминирующая роль переходит к личностным образованиям, в иерархии которых регулятивные характери­стики определяют направленность, характер и меру изменений, происходящих по инициативе человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: