Тема 1. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга.
1.1. Термин "маркетинг" в переводе с английского означает "рыночная деятельность".Однако суть понятия гораздо глубже и поэтому существует множество определений маркетинга (более 2 тыс.). Приведем некоторые из них.
1) Маркетинг- это систематизированная деятельность, связанная с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения личных и общественных потребностей (определение Американской ассоциации маркетинга).
2) Маркетинг- вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена ( Ф. Котлер).
3) Маркетинг- э то процесс прогнозирования и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Итак, можно сказать, что маркетинг как вид деятельности включает:
- изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей покупателей;
- разработку и изготовление товара, который необходим покупателю;
- установление цен, приемлемых для покупателя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;
|
|
- продвижение товара, включая рекламу, создание благоприятного имиджа товару и фирме, стимулирование сбыта;
- определение наиболее выгодных и удобных путей доведения произведенных товаров до потребителя.
Маркетинг, с другой стороны- это активное воздействие на рынок, на формирование спроса и потребностей. Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными, т.е. так хорошо познать клиента, что товар будет точно подходить ему, " продавать себя сам " (П. Друкер).
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех на рынке зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга.
Этапы эволюции маркетинга.
Маркетинг возник на рубеже 19-20 веков. Потребность в элементарном изучении рынка возникла с переходом к серийному массовому производству продукции. Именно тогда встали остро вопросы где, кому и как продавать производственную не по заказу, а для свободной реализации продукцию. Выделяют несколько этапов в эволюции маркетинга.
I этап (конец 19 - 1-ое десятилетие 20 века) характеризуется чисто сбытовой ориентацией (главная задача- организация сбыта).
II этап (20- 30 годы 20 века): маркетинг утратил чисто сбытовую функцию, упор стал- на учет спроса.
III этап (50- 60 годы 20 века ): маркетинг превратился в систему рыночной ориентации производства на потребителя. Основными её чертами были:
- необходимость производить то, что нужно потребителю;
- превращение рынка продавца (где продавец диктует свою волю) в рынок покупателя (желание покупателя- закон);
|
|
- насыщение рынка товарами и ужесточение конкуренции;
- увеличение потребностей и возможностей их удовлетворения.
IV этап (70-е годы 20 века и по настоящее время): всеобъемлющий маркетинг, который охватывает все стороны жизни общества. Отличительная его черта - не просто пассивное приспособление фирм к потребностям покупателей, но и целенаправленное формирование спроса и потребностей.