Издержки формируют минимальную цену. Издержки подразумеваются на:
- постоянные (они не зависят от объема выпуска продукции: плата за аренду, проценты по кредитам);
- переменные (меняются в зависимости от уровня производства, это затраты на сырье, материалы, электроэнергию и т. д.).
- валовые (сумма постоянных и переменных издержек).
Производитель стремится установить такую цену, которая как минимум, покрывала бы валовые издержки производства.
Анализ цен конкурентов
Если товары аналогичны, то цену надо устанавливать близкую к цене конкурента. Если же качество выше, то цена должна быть выше, чем у конкурента.
Выбор метода ценообразования
Зная спрос, издержки и цены конкурентов, фирма должна выбрать подходящий метод ценообразования. Их несколько:
1. Метод следования за лидером (фирма назначает цену на уровне своих конкурентов, в первую очередь- лидера на рынке. Данный метод используется но олигополистическом рынке)
2. Метод на основе ощущаемой ценности товара (основан на субъективной оценке покупателем ценности товара, которая зависит от:
- получаемой отдачи от использования товара,
- психологических преимуществ (удобства, престижа, цвета)
- уровня послепродажного сервиса и т. д.
3. Балловый метод ценообразования (предполагает формирование цен на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделия для потребителя, если они не поддаются количественному измерению, например: удобство изделия, эстетические свойства, запах, цвет и т.д. Этот метод в основном применяется в пищевой, парфюмерной, легкой промышленности. Балловые оценки, выставляемые по каждому показателю качества затем суммируются. На последнем этапе цена рассчитывается по формуле:
Цб
Цн = ------------. Кн
Кб
где Цн- цена нового изделия; Цб- цена базового изделия;
Кб,Кн- количество баллов по базовому и по новому изделию
4. Агрегатный метод используется, если выпущенная продукция состоит из отдельных конструктивных элементов (деталей, узлов), цена либо себестоимость которых известна. Цены этих элементов суммируются и получается цена нового изделия.
5. "Издержки + прибыль". Сущность этого затратного метода состоит в определении цены посредством суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли