Образно-выразительные средства теле- и радиожурналистики

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента - слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями. Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими.

К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Подобно кино, ТВ воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображения неодинаковой крупности, видимых с разных точек. ТВ обладает способностью с помощью монтажа, кадра, плана, ракурса, сочетания изображения, слова, шумов и музыки, трактовать действительность, осмысливать ее как в художественных, так и в публицистических формах. Отличие ТВ от кино – условия просмотра и характер аудитории, откуда вытекает различие их общественных функций.

Подобно радио, ТВ вездесущно, имеет возможность прийти к людям в дом. Во многом совпадают характер аудитории, условия приема передач, жанры, общественные функции. Отличие – средства выражение.

Изобразительные средства телевидения

Язык телевидения – это язык экрана. Язык экрана был создан кинематографом.

Экран – рамка соотношением 3: 4.

Кадр:

изображение части пространства, заключенное в рамку экрана,

часть фильма или программы, снятая в течение непрерывной работы камеры.

План – масштаб изображения, содержащегося в кадре. План – это степень крупности изображаемого предмета или фигуры, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстоянии объектива.

Ракурс – угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета.

Монтаж – расстановка кадров в определенном порядке.

Основной вид – перекрестный монтаж, параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности в реальном времени (Дежурный по стране, телемосты).

Междукадровый монтаж – монтаж изображений, снятых с различных точек зрения.

Внутрикадровый монтаж – изменение содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемещении точек зрения при съемке с движения одной камерой.

План – предпочтительнее крупные (в силу особой интимности телевидения – мы принимаем собеседника у себя дом, нам важны его психологические реакции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: