1.1 .Цель и принципы создания РСЧС, ее основные задачи
Как в России, так и за рубежом необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В СССР проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после Гражданской войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностями нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему МПВО, образованную в 1932 г.
Во время войны и в послевоенный, восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население при авиационных и артиллерийских ударах противника (разбирали завалы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения), но и восстанавливали водопровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, командные пункты и другие важные гражданские объекты.
С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения (ОМП). В связи с этим в 1961 г. МПВО была преобразована в систему ГО.
В чем же в принципе состояло отличие системы ГО от МПВО?
Во-первых, система защитных мер ГО должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – ОМП.
Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых ГО, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и для обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.
В-третьих, совершенно по-иному должна была решаться задача ликвидации огромных, массовых разрушений − последствий нападения противника; при этом предусматривается и оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
В-четвертых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны.
В стратегическом плане перед ГО (совместно с системой активной ПВО страны) была поставлена задача противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», т.е. воспрепятствовать противнику уничтожить более 25–30% населения и более 50–70% производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах страны.
В 80–е гг. несколько уменьшилась международная напряженность, но стали быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов возникающих ЧСприродного и техногенного характера.
О значительных масштабах ЧС, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие факты:
- в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек, а в Индийском (2000г.) – около 20 тыс. человек;
- в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19-ти субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории около 20-ти европейских государств;
- в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.
По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный совокупный материальный ущерб от ЧС с затратами на их ликвидацию в России может составлять:
- от стихийных бедствий – до 60–65 млрд. рублей;
- от аварий и катастроф техногенного характера – до 40–60 млрд. рублей.
Таким образом, ожидаемый совокупный материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера может достигать 125 млрд. рублей в год, или 10 – 15% валового внутреннего продукта.
В середине 1989 г. Верховным СоветомСССР в структуре правительства СССР был создан специальный орган – Государственная комиссия СоветаМинистров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления (далее − ОУ), силы и средства, в компетенцию которых входило решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
17июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСРбыло принято постановление « Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР постановлением от 27 декабря1990 г. № 606образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617 – 1 Российский корпусспасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР почрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба ГО РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 г. был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В результате образовался федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цель созданиясистемы – объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
Основные задачи единой системы
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- социальная защита населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:
- мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО;
- ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
- силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке установленном федеральным законом.
На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, федеральные законы ипостановления Правительства РФ, ведомственные приказы, положения и инструкции, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являютсяфедеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов», «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне»и другие.
К сожалению, не все направления деятельности РСЧС имеют достаточное нормативное обеспечение, а следовательно, необходимо дальнейшее развитие системы законодательства в сфере защиты населения и территорий от ЧС.