Интегрированные показатели отклонений частных

значений от соответствующих им средних величин. Таблица № 6

Факторы А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД
0,11 0,02 0,05 0,02 0,18 0,11 0,16 0,01 0,15 0,14 0,17 0,13 0,15 0,05 0,05 0,2 0,11
0,09 0,04 0,03 0,03 0,05 0,07 0,07 0,06 0,15 0,07 0,09 0,06 0,08 0,06 0,07 0,14 0,13
0,13 0,19 0,07 0,18 0,1 0,07 0,21 0,15 0,09 0,07 0,08 0,09 0,14 0,04 0,18 0,09 0,07
| + | 0,2 0,06 0,08 0,05 0,23 0,18 0,23 0,07 0,3 0,21 0,26 0,19 0,23 0,11 0,12 0,34 0,24
| + | 0,24 0,21 0,12 0,2 0,28 0,18 0,37 0,16 0,24 0,21 0,25 0,22 0,29 0,09 0,23 0,29 0,18
0,45 0,24 0,27 0,22 0,48 0,43 0,48 0,26 0,54 0,46 0,51 0,44 0,48 0,33 0,35 0,58 0,49
0,49 0,46 0,35 0,45 0,53 0,43 0,61 0,4 0,49 0,46 0,5 0,47 0,54 0,3 0,48 0,54 0,43

n1 = 18; n2 и= 18; n3 = 12.

Вероятность допустимой ошибки 0,05 достаточна для научно убедительных выводов, точность расчетов при этом 95%.

По таблице критических значений t - критерия Стьюдента, при степенях свободы n=n1+n2-2=18+18-2=34 и n=n1+n3-2=18+12-2=28 соответственно . [28]

Мы делаем два сравнения: выборочных средних значений первого и второго этапа, также первого и третьего этапа, при этом по формуле «t - критерия Стьюдента» рассчитываем показатель t, воспользуемся данными таблиц №13 и №14, полученные данные расчетного t сравниваем с tкр.

Показатели значений расчетных коэффициентов t,

в двух сравнительных вариантах. Таблица №9

Факторы А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД
tтабл tрас                                  
2,03 4,4 8,3 3,7 4,5 2,1 2,3 2,1 15,4 3,7 4,3 2,0 6,8 2,1 6,1 8,6 3,4 2,1
2,05 8,2 10,7 8,6 8,9 3,8 2,3 1,6   6,1 10,9   10,6 3,7 13,3 12,5 5,6 4,7

В результате сравнения t расчетного и t критического только «Фактор Н - «+» смелость; «-» робость» во втором сравнении (первого и третьего тестирования) t рас < t таб Þ 1,6 < 2,05).

Остальные все сравнения t рас > t таб, при ошибке 0,05 устанавливают, что методика Г.А. Шичко на практике оказывает влияние на изменение (уровень развития) всех факторов психологического качества.

Особо важно отметить, даже при первом сравнении видно большое изменение «фактора С» - сообразительность, «фактора I» мягкость, «фактора Q3» - высокий самоконтроль, «фактора О» - спокойствие, «фактора Q2» - самостоятельность.

Второе сравнение выделяет изменение личностных факторов за 6 месяцев, т.е. за полный курс очно-заочных занятий метода Г.А. Шичко: выделяю «фактор I» - мягкость, «фактор М» - практичность, «фактор В» - сообразительность, «фактор О» - спокойствие, «фактор Q3» высокий самоконтроль, «факторQ3» самостоятельность, «фактор Е» - независимость, «фактор С» - эмоциональная устойчивость и «фактор А» - общительность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Слушатели группы №215 припрохождении психолого-педагогического метода избавления от алкогольно-табачной зависимости Г.А. Шичко - показали высокий процент (около 70%) эффективности по визуальной оценке, а на основании тестирования (многофакторного исследования личности по 17 факторам) хотелось бы отметить ощутимые изменения «факторов личности», это видно на «профилях личности», как каждого слушателя, так и «групповом профиле личности». Результаты тестирования сравнимы по критерию Стьюдента, который установил, что эксперимент (исследование) завершился успешно. Даже после 10-дневного очного курса видно характерные изменения психологических факторов, которые всесторонне подтверждают высокую результативность метода психокоррекции. В результате 6-месячного срока реабилитации (полного курса по методу Шичко) интеллектуальные особенности (факторы В; М; Q1) возросли. Это видно очень хорошо на «групповом профиле личности» и согласно сравнения выборочных средних значений величин психологических факторов, они отличаются статистически друг от друга (согласно критерию Стьюдента).

Аналогично возросли эмоционально-волевые особенности (факторы С; G; I; O; Q3; Q4), согласно расчетных данных это подтверждается, так же визуально отмечено на графике «профиля личности».

Что касается анализа коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия, то здесь «фактор А» - общительность говорит сам за себя, «факторы Q2 и Е» - самостоятельность и независимость, F - серьезность, N - гибкость и L - доверчивость, отражают высокую рентабельность метода, в свою очередь «фактор Н - смелость - робость» постепенно возрастает от интервала времени стабилизации и адаптации слушателя.

В результате тестирования так же рассмотрен «фактор МД» - адекватность самооценки - лживость-правдивость, который изменялся согласно перепрограммированию подсознания в сторону правдивости, самое важное, что слушатели научились переоценивать ситуацию и менять взгляд на проблему. Отрадно, что «свойственные завышения своих возможностей» принимались как максимализм, свойственный в юношеском возрасте, а перцепция информации (знания) изменила самооценку и конечная завершающая стадия анализа жизнедеятельности до и после прохождения метода Г.А. Шичко психологически скорректировало понятия «Себя не обманешь, от себя не убежишь...». Это видно графически на «профилях личности» и в результате расчетов.

Большая практическая работа по методу психокоррекции личности и смены мировоззрения и отношения к вредным привычкам на основании визуального анализа и экспериментального расчета тестируемых слушателей дает мне право считать данную социально-психологическую технологию - уникальной и современной формой психоанализа, она проста в применении и действии. Уровень использования метода безграничен, он внедрен как в наркологических службах здравоохранения, так и в других инстанциях социального, педагогического и психологического направления, иными словами это метод, который заслуживает признание всем человечеством, и работает для человека, во имя человека - ради жизни на Земле.

Считаю, что работа выполнена, и доказана психологическая сущность для внедрения данного метода как профилактического, так и воспитательного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы. Л. - 1969.

Макаров В.В. Психически активные вещества в повседневной жизни человека. М- 1997.

Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. М. - 1997.

Бородкин Ю.С., Грекова Г.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. Л. - 1997.

Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М. - 1986.

Курение и здоровье (материалы МАИР): Пер. с англ./ Под ред. Д.Г. Заридзе, Р.Пето. М. - 1989.

Классики русской медицины о действии алкоголя и о алкоголизме. Избранные труды /составитель В.С. Воробьев. М. - 1988.

Мендельсон А.Л. Учебник трезвости. С-пб. - 1913.

Анонимные алкоголики. Перевод с англ. Нью Йорк. - 1989.

Колесов Д.В., Казаков Л.Х., Плешкова Г.В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. Пособие для учителя. М. - 1992.

Ларионов Б.А. Миллионеры здоровья. Гомель - 1997.

Деларю В.В. Губительная сигара. М. - 1987.

Соколов Ю. Выбери жизнь! С-пб. - 1996.

Соколов Ю. Как отказаться от курения. С-пб. -1997.

Успенский С. Школа трезвости. М. - 1914

Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. Л. - 1991.

Энергетическая концепция наркотиков. (Отв. за выпуск М.И. Муфтахов. Можга - 1991.

Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. Путь к трезвости. С-пб. - 1997.

Профилактика наркотизации детей в ДОУ. (Программа) КГМА. Казань - 2000.

Профилактика наркотизации школьников (программа) КГМА. Казань - 2000.

Наркопедагог (программа). КГМА. Казань - 2000.

Красовский К. Как я могу помочь освободится от курения близкому мне человеку. Казань - 1999.

Как стать сознательным трезвенником. Екатеренбург - 1999.

Надежда на спасение. /Помоги себе сам/ Ю.И. Вшивцев. Наб.Челны - 1995.

Нижнекамскому Оптималисту 10 лет. Эйфория - Казань - 1998; №2.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. (тезисы докладов). Выпуск №2, Нижний Новгород - 1996.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психо­диагностике. «Питер». С-пб. - 1999.

Немов Р.С. Психология. Книга 3. М. - 1999.

Углов Ф.Г. Ломехузы. Л. - 1991.

Красовский К. Основные факты про табак. Казань - 1999.

Карпов А.М., Шакирзянов Г.З., Набиуллина Р.Р. Образовательно- воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. Казань - 2001.

Карпов А.М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании. Казань - 2000.

Геннадий Шичко. Основной словарь трезвенника. Казань - 2000.

Профилактика молодежного наркотизма. /Краткий словарь-справочник/ А.Н.Маюров. - Ниж. Новгород - 1996.

Ахметзянова Э.Ф. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков. Казань - 2000.

Углов Ф. Самоубийцы. Санкт-Петербург - 1995.

Габолин В.А., Жданова С.А. Алкоголь и наследственность. /Экранное пособие/ - М. - 1991.

Маюров А.Н. Формирование здорового образа жизни. /Спецкурс для студентов/ Ниж.Новгород. - 1997.

Практическая психология в тестах. /Составитель Р.Римская, С.Римский. Москва - 1999.

Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Москва - 1999.

Леонгард К. Акцентуированные личности. «Феникс» Ростов на Дону - 2000.

Краткий психологический справочник. /Составитель Карпенко Л.А./ под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. «Феникс» Ростов - на Дону - 1999.

Популярный словарик: Психология. Под редакцией И.В. Дубровиной. Москва - 1998.

Петрушин С.В., Салихова Н.Р. Руководство по выполнению курсовой и дипломной работы по психологии. КГУ - Казань - 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: