Тема 7. Государственное регулирование сферы обслуживания

Сфера обслуживания, как и другие сегменты национальной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал, в соответствии с которыми различают два типа ее регулирования: рыночное и нерыночное. Последнее включает государственное и негосударственное регулирование.

Рыночный тип регулирования эпохи свободной конкуренции основывался на деятельности единоличных предпринимателей в условиях неограниченной конкуренции множества небольших предприятий. Саморегулирование единоличных предпринимателей осуществлялось без вмешательства государства. Однако по мере концентрации и централизации капитала свободная конкуренция сменялась монополией, которая свободную конкуренцию на рынке подрывает. Поэтому чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке, смягчить негативные последствия его стихийного саморегулирования с конца 19 в. активно применяются методы нерыночного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику сферы обслуживания в целях решения задач экономического и социального развития страны и ее отдельных регионов.

Оно осуществляется по следующим основным направлениям:

- разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции;

- государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;

- разработка и осуществление государственной политики перераспределения доходов.

Негосударственное регулирование включает различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а также разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем. В рамках крупных корпораций применяется трансфертное ценообразование и другие методы нерыночного управления, в результате чего подрывается механизм внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Вместе с тем в рамках крупных корпораций более эффективно решаются вопросы межотраслевого перераспределения ресурсов, что благоприятствует развитию внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Кроме того, аккумулируя большие объемы экономических ресурсов, корпорации все активнее выступают в качестве проводников народнохозяйственных или национальных интересов и сигналов системы рыночного саморегулирования на уровне средних и мелких предприятий.

Таким образом, современный механизм хозяйствования строится на взаимодействии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государственного и негосударственного регулирования. При возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция выполняет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития сферы обслуживания.

В процессе государственного регулирования рыночной экономики сфера услуг рассматривается в качестве одной из крупнейших ее подсистем, ориентированных на решение социальных и общеэкономических задач, которые постоянно усложняются под влиянием стремительного развития научно-технического прогресса.

Государственное регулирование рынка и сферы обслуживания способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

Государственное регулирование сферы обслуживания осуществляется разнообразными прямыми и косвенными методами, которые в зависимости от характера воздействия можно объединить в 4 группы:

- экономические;

- информационно-ориентирующие;

- законодательные;

- административные.

Все они имеют институциональный характер, поскольку так или иначе связаны с проводимыми органами государственной власти, корпорациями, ассоциациями торговцев, профсоюзами и другими аналогичными институтами мерами, направленными на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования сферы обслуживания, и подчиняются соответствующим правовым нормам.

Переходное состояние российской экономики в значитель­ной мере характеризуется существенными переменами в сфе­ре обслуживания. Преобразования охватили широкий круг проблем, коснулись многих индустриальных основ обслуживающей де­ятельности, принесли новые элементы в экономические отно­шения системы услуг. Это делает весьма актуальным теорети­ческое освещение тех тенденций, которые предопределяют даль­нейшее развитие и трансформацию рассматриваемой сферы. Обнаруживаются долговременные, более устойчивые и крат­косрочные, а также общие и частные тенденции. Некоторые из них проявляются обособленно, отражают процесс развития только сферы обслуживания, другие действуют в органической увязке с общеэкономическими.

Основные изменения в сфере обслуживания, так или иначе, связаны с рыночными преобразованиями. Более того, адаптация к рыночным условиям и ориентация на рыночные изменения составляют ведущую тенденцию в современных трансформационных процессах, охвативших сферу обслуживания. Эта тенденция имеет объективную основу. Она порождена всем ходом обновления экономики, предопределена тем, что движение страны к рынку явилось объективной необходимостью.

Для рыночных отношений характерен приоритет потреби­теля. Рынок не терпит принуждения. Могут быть проданы лишь те услуги, которые пользуются спросом. Рыночные связи стро­ятся на хозяйственном демократизме. Речь не только о том, что участники рынка действуют по своему усмотрению, но и о децентрализации хозяйственной жизни. Решение большинства вопросов переходит на места, непосредственно на предприятия.

При прежней командной экономике господствовала верти­кальная система хозяйственных связей, каждое предприятие выпускало продукцию, предусмотренную планом и предла­гавшуюся сверху министерством, ведомством. В рыночных условиях преобладают горизонтальные хозяйственные связи. Предприятие не ждет подсказки сверху, само ищет партне­ров. В своих действиях оно исходит из конъюнктуры рынка.

Горизонтальные связи на рынке представлены парным от­ношением «продавец — покупатель». У нас такое взаимодействие полностью еще не сложилось. Вмешивается третий уча­стник — чиновник. Для правильного понимания трансформа­ционных сдвигов в сфере обслуживания необходимо учитывать становление нового хозяйственного механизма. Этот процесс затро­нул в той или иной мере обслуживающую систему.

Рыночный механизм работает на основе применения товар­но-денежных средств воздействия на производство. Приказные методы и административный нажим сводятся к минимуму. Они заменяются экономическими стимулами. Предпочтение отда­ется созданию обстановки материальной и моральной заинте­ресованности в работе (рис. 6).

Хозяйственный механизм рыночной экономики, имеющий двойственное содержание, опирается, с одной стороны, на ры­ночные отношения, а с другой стороны, предполагает государ­ственное регулирование. В связи с этим в нем различают два составных элемента:

- основной, рыночный механизм хозяйствования;

- вспомогательный механизм государственного регулирования.

Ведущая роль принадлежит собственно рыночному механизму, обеспечивающему самодвижение и саморазвитие экономики, в том числе и сферы обслуживания.

Государственное регулирование приспосабливается к рыночным связям и направлено на поддержание нормальной рыночной среды. Государство влияет на обслуживающую деятельность в основном тоже с помощью экономических мер, применяя цены, налоги, кредит, дотации. В необходимых случаях используются правовые рычаги.

Главными элементами хозяйственного механизма рыночной системы является свобода хозяйственной деятельности, цена, спрос, предложение и конкуренция. Рынок услуг эффективен тогда, когда эти элементы отлажены, находятся в тесном взаимодействии.

       
   
Хозяйственный механизм рыночной экономики
 
 


Рис. 6. Структура хозяйственного механизма рыночной экономики

Рыночная трансформация всей российской экономики полностью сказалась на сфере обслуживания. Прежде всего, она коснулась разгосударствления и приватизации обслуживающих предприятий и отраслей. Осуществлена реорганизация государственного сектора сервисной экономики. Большая ее часть была преобразована в негосударственный сектор. На почве этого возникали хозяйственные товарищества и общества, кооперативные и арендные организации, другие коммерческие структуры.

В течение 1991-1994 гг. на первоначальном ваучером этапе приватизация носила по существу массовый характер. В этот период на долю торговли, общественного питания и бытового обслуживания приходилась половина всех приватизированных предприятий.

Со второй половины 1994 года, когда начался второй, денежный этап приватизации, большей частью приватизировались «товарные» отрасли. При общем количественном росте обслуживающих предприятий их удельный вес по перечисленным выше отраслям уменьшился к 1997 году с 57 до 41%, а в последующие годы еще ниже.

Затухающими темпами идет приватизация в таких отраслях, как торговля и бытовое обслуживание население. Подавляющая масса предприятий попала под реорганизацию в период 1992 -1995 гг.

За период 1996 г. только 5% предприятий подверглось реорганизации, а в 1997 и 1998 гг. произошло существенное снижение темпов приватизации.

В основном приватизированные объекты в данном случае представлены предприятиями розничной торговли. Объяснением может служить то, что торговля – одна из самых обширных отраслей. В 1997 году по всей России в ней насчитывалось более 400 тыс. предприятий. В отличие от этого, в бытовом обслуживании действовало 19 тыс. предприятий, в других отраслях – еще меньше.

Приватизация коснулась таких социальных отраслей сферы обслуживания, как образование, здравоохранение, культура. Например, за годы реформ появилось 540 негосударственных общеобразовательных школ, 244 частных высших учебных заведения.

За 1992-2000 гг. в сфере обслуживания появились совместные и иностранные предприятия. Самое большое количество совместных и иностранных предприятий обосновалось в такой обслуживающей отрасли, как торговля. Очевидно, это связано с более быстрой окупаемостью инвестиций в торговый капитал и наличием традиционных партнерских отношений, сложившихся на почве международных обменных операций. Количество действующих совместных и иностранных предприятий в торговле и общественном питании достигает 7000, что составляет примерно 44%. Это намного больше, чем в любой другой отрасли.

Что касается объема и структуры услуг, то они подвержены действию разнообразных тенденций. С одной стороны, сильное влияние оказывает общее кризисное состояние российской экономики, что повлекло за собой значительный спад объема услуг, а с другой стороны, неуклонно возрастает доля услуг в валовом внутреннем продукте.

Объем материальных и нематериальных услуг за 1992-2000 гг. в общем сокращался из года в год. По отдельным отраслям произошло сокращение в 3-4 раза. Например, такое положение сложилось на транспорте.

За 1992-2000 гг. грузоперевозки снизились более чем на половину. На водном транспорте объем перевозок сократился более чем в 4 раза, а на воздушном – в 3,2 раза. Не лучшее положение сложилось на пассажирских перевозках. Ежегодно число пассажиров уменьшалось, исключая работу троллейбусов и метрополитенов, где уровень перевозок даже возрос.

Значительно сократился за 1992-2000 гг. объем услуг связи. В этой отрасли спад обозначился также весьма явственно. По каждому направлению деятельности объем работ снизился в 1,5-2 раза.

Сократились масштабы деятельности других отраслей сферы обслуживания. Так, число посещений театров снизилось в 1,5 раза, музеев – в 1,3 раза, издание журналов на 1000 человек населения – в 3 раза. Наряду с этим уменьшилось число больничных коек, а также мест в гостиницах, мотелях, санаторно-оздоровительных учреждениях.

Было бы неправильно сводить все к негативным моментам. Нельзя спад объемов деятельности в сфере обслуживания считать всеобщим. По целому ряду направлений удалось сохранить достигнутый потенциал и даже укрепить его. Например, возросли объемы обслуживания в некоторых отраслях транспорта и связи. В последний период увеличиваются бытовые услуги населению, численность учащихся в общеобразовательных школах и др.

Следует обратить внимание на то, что в целом ряде отраслей услуг происходит рост численности работающих. Если в производственных отраслях в 1995-1996 гг. выбыло работников больше, чем прибыло, то в таких отраслях услуг, как бытовое обслуживание, ЖКХ, здравоохранение, образование, культура число работников за эти годы возросло на 25 тыс. человек. Это определенно свидетельствует в пользу стабилизации обслуживающих отраслей. Однако в сфере обслуживания есть отрасли, в которых произошло значительное сокращение работающих. Это особенно касается науки и научного обслуживания, где выбытие работников почти вдвое превысило число принятых.

Показательной стала тенденция роста удельного веса услуг в валовом внутреннем продукте страны. Как свидетельствуют статистические данные, доля услуг в ВВП возросла существенно. В настоящее время производство услуг вышло на первое место в составе ВВП. Это характеризует нарастание масштабов обслуживающей деятельности до параметров, присущих экономически развитым странам.

Важная тенденция заключена в структурной перестройке сферы обслуживания, вызванной рыночными реалиями. Меняются производственные и индивидуальные потребности. Они влекут за собой новый набор экономических, социальных и духовных благ. Появилось много новых видов услуг. Среди них видное место стали занимать аудиторские, консалтинговые, биржевые, трастовые услуги. Вместе с тем большое развитие получили некоторые услуги, которые имели место в прошлом, но особенно не выделялись. К таким можно отнести, например, бухгалтерские, юрисконсультские, информационные.

Заметен поворот в сторону социальных услуг, чья ценность напрямую не сводится к экономическим выгодам, несмотря на то, что в современных условиях пока сохраняется приоритет за материальными благами. Потребители все более последовательно ориентируются на увеличение потребления социальных услуг.

Особенно привлекательными стали те новые виды сервиса, которые можно организовывать без большого стартового капитала и которые относительно быстро окупаются и начинают в скором времени приносить прибыль. Такими, в частности являются брокерские, консалтинговые, риэлтерские услуги.

Однако параллельно идет другой процесс, сдерживающий развитие обслуживающих отраслей. Снижение доходов значительной массы населения ведет к ограничению потребительского спроса. Потребители нередко вынуждены отказываться от услуг прачечных, бань, химчисток, т. е. население опустилось на более низкую ступень удовлетворения спроса.

Таким образом, можно подвести следующие итоги процессов приватизации и разгосударствления обслуживающей деятельности в России:

- сфера обслуживания все более адаптируется к новым условиям, постепенно входит в рыночную систему. Рыночные услуги занимают более половины от их общего объема;

- в результате разгосударствления сферы обслуживания сложилась многоукладная сервисная экономика, в рамках которой большая часть сферы базируется на негосударственной собственности со всем ее многообразием;

- при общем сокращении производства товаров и услуг возросла доля услуг в ВВП. Появилось много новых видов услуг, появились новые перспективные отрасли, порожденные рыночными преобразованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: