Тема 4. Структура рынка и рыночная власть

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка.

К числу таких характеристик относятся: количество и размеры предприятий, степень сходства или отличия товаров или услуг разных предприятий, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

В законодательстве РФ структура рынка определяется следующим образом: «Структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке (рынке услуг); показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли».

Принято различать четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция.

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий – число участников рынка (табл. 2).

Таблица 2

Типы строения рынков по Штакельбергу

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Двусторонняя полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двусторонняя олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия – взаимозаменяемость услуг, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий.

Первый критерий представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на услуги, предлагаемые обслуживающими предприятиями, и характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск i- го, а также влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность оказываемых предприятиями услуг и их взаимозаменяемость.

Второй критерий характеризуется коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Чем выше этот коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерийусловие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены услуги Р его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Рс:

Е = (Р-Рс) / Рс.

Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. Хотя в случае монополии, как правило, Е>0, но вход на рынок блокирован.

Классификация рынков по этим критериям представлена в табл. 3.

Однако практическое применение этой классификации затруднительно, так как для ее реализации необходимо осуществить расчеты коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определить средние издержки долгосрочного периода, что не всегда представляется возможным.

Поэтому на практике используют понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

Главное отличие между всеми типами рыночных структур с точки зрения экономической науки – в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен.

Совершенная конкуренция – состязание экономических субъектов на рынке услуг, при котором ни один из них не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену услуг. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Таблица 3

Классификация рынков услуг по Чемберлену и Блейну

Тип строения рынка Взаимозаменяемость услуг Взаимозависимость предприятий Условие входа, Е
Совершенная конкуренция Стремится к бесконечности Стремится к нулю Стремится к нулю
Монополистическая конкуренция Находится в интервале от нуля до бесконечности Стремится к нулю Стремится к нулю
Однородная олигополия Стремится к бесконечности Находится в интервале от нуля до бесконечности Е>0
Неоднородная олигополия Находится в интервале от нуля до бесконечности Находится в интервале от нуля до бесконечности Е>0
Монополия Стремится к нулю Стремится к нулю Вход блокирован

Совершенная конкуренция – состязание экономических субъектов на рынке услуг, при котором ни один из них не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену услуг. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Несовершенная конкуренция – характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия и их разновидности (табл. 4).

Таблица 4

Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
Совершенная Множество фирм, оказывающих данную услугу. Полная однородность оказываемых услуг. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная:    
1. Монополия (чистая) Данная услуга оказывается только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Оказание данного вида услуг сосредоточено на двух фирмах. Оказываются однородные услуги Частичный контроль над ценами
3. Олигополия Относительно небольшое количество фирм, оказывающих данный вид услуг. Оказываются однородные услуги (или присутствует незначительная дифференциация услуг) Частичный контроль над ценами
4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией качества продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве услуг Очень слабый контроль над ценами

К количественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относят следующие:

- численность продавцов, действующих на данном рынке;

- - доли, занимаемые продавцами на данном рынке услуг;

- показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующих на данном рынке услуг, не позволяет сделать полных и достоверность выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Для более полной картины рынка необходимо знание долей фирм, действующих на рынке.

Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования организации на рынке. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Доля предприятия на рынке рассчитывается в большинстве случаев как:

Di =Qi / ∑ Q,

Где Di - доля i-го предприятия на рынке;

Qi- объем продаж i-го предприятия;

∑ Q – совокупный объем продаж участников рынка.

Основными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка услуг разных предприятий, являются показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Для определения уровня концентрации рынка служит показатель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нем, который называется показателем пороговых долей рынка.

В соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 9 октября 2002 г.) предприятие признается безусловным монополистом, если оно контролирует более 65% рынка. В 1991 г. предприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов, если его доля на конкретном рынке превышала 35%.

Фирмы могут признаваться монополистами на конкретном рынке услуг при их пороговой доле (удельном весе) от 35 до 65% и условии, что они, по заключению антимонопольных органов, занимают доминирующее положение на рынке определенных услуг. Все это выражается в том, что данные фирмы затрудняют доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивают свободу их экономической деятельности, изымают услуги из обращения при наличии спроса на них, в том числе путем умышленного сокращения объема оказания услуг с целью создания искусственного дефицита, необоснованного повышения (понижения) действующих цен на услуги, пользующихся спросом, злоупотребляют доминирующим положением на рынке, недобросовестно проводят конкуренцию.

Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретных услуг имеется:

• 10 фирм и более;

• 1 фирма не занимает более 35% рынка;

• 2 фирмы не занимают более 44% рынка;

• З фирмы не занимают более 54% рынка;

• 4 фирмы не занимают более 64% рынка.

Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированными и они являются конкурентными рынками.

2. Индекс концентрации (CR) (соnсеntration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка услуг в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке.

Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10) или двадцати пяти (CR-25)крупнейших продавцов:

CRi = ∑ D i,

где Di – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации услуг, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: О <CR< 100%. Если CR<45%, то концентрация считается нормальной, а рынок услуг — конкурентным; если 45% < CR <70%, то концентрация достигает средней степени, а при CR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок услуг является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации услуг.

3. Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных услуг.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил2 = d1/ d2 * 100%,

где d1, d2 — рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил3 = ½ [(d1/(d2+d3):2 + (d1+d2):2/d3] *100%

где d1, d2, d3 — рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для четырех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил4 = ⅓ [ d1/(d2+d3+d4):3 + (d1+d2):2/(d3+d4):2 + (d1+d2+d3):3/d4]*100%

где d1, d2, d3, d4— рыночные доли соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм государственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах: 120% <Ил <200%.

4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ихх), который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации услуг разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей формуле:

Ихх = ∑ Di 2,

где ∑Di2— сумма долей (удельных весов) всех фирмы на рынке в общем объеме оказанных услуг.

При этом ∑ Di 2 = 100%, т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей оказываемых ими услуг должен составлять 100%.

При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля-Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всех оказываемых услуг в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). При таких значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается высококонцентрированным (неконкурентным), если общее значение указанного индекса превышает 1800 ед.

Наибольшее значение индекса Ихх достигается при монополизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом Ихх = (100%)2 = 10000 ед. Если 1000<Ихх<1800, то рынок услуг считается умеренно-концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм. Если 1000<Ихх<2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя становится очень высокой при Ихх>2000 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

Таким образом, при значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана, равных 1000 ед. и ниже, рынки считаются неконцентрированными. Они конкурентны, и в силу этого предложение услуг и их производство достаточно быстро реагируют на изменение ситуации на рынке.

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка услуг, являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли услугами.

Потенциальными конкурентами считаются:

- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для оказания данной услуги, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

- хозяйствующие субъекты, которые оказывают данную услугу, но не на территории исследуемого рынка;

- новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный рынок услуг.

Термин «барьеры входа» был впервые введен Д. Бэйном в 1956 году. В настоящее время под барьерами «входа-выхода» понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь.

Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:

1) легкий вход;

2) слабо затрудненный (предоставляемый);

3) сильно затрудненный (сдерживаемый);

4) блокированный.

Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.

К числу нестратегических барьеров в общем случае относят административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факторы редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени.

Если в результате анализа ситуа­ции за последние 3—5 лет отмечается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму при­были, то это говорит о наличии высоких входных барье­ров. Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участ­ников не является окончательным свидетельством того, "что доступ на рынок затруднен.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок могут быть использованы следующие критерии:

- своевременности;

- вероятности;

- достаточности входа на рынок новых субъектов.

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистиче­ские показатели:

1) норма входа фирм на отраслевые рынки:

Нвх = Мв / М в+д,

Где Мв число вошедших за год на рынок фирм;

Мв+д общее число действующих на рынке фирм на конец года.

2) норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

Нпр = Qв /Qв+д,

Где Qв - объем оказания услуг вошедших на рынок фирм;

Qв+д общий объем оказания услуг на рынке.

3) норма выхода:

Нвых = Му / Мд

Где Му число ушедших с рынка фирм за анализируемый период;

Мд – общее число действующих на рынке фирм на конец анализируемого периода.

К числу статистических показателей уровня входных и выходных барьеров можно также отнести: время достиже­ния новыми фирмами размеров уже действующих на рын­ке фирм; долю оставшихся на рынке фирм через некото­рый временной интервал; долю банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами на рынке.

Между уровнями входных и выходных барьеров суще­ствует следующая зависимость — чем ниже барьеры, тем она значительнее.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются со­знательной деятельностью самих фирм, стратегическим по­ведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Этот вид барьеров назван стратегическим потому, что при выборе стратегии фирмы во внимание при­нимается ответное действие рыночных участников.

В общем виде стратегические барьеры могут формиро­вать лишь активные фирмы, т.е. фирмы, обладающие ры­ночной властью.

Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида - связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями пове­дения фирм.

Ценовая стратегия активной фирмы представляет со­бой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конку­рентов: активная фирма, опасаясь входа на рынок потен­циальных конкурентов, сознательно снижает цену до уров­ня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в крат­косрочном периоде. Такой уровень цен называют запрети­тельным.

Неценовые стратегии представлены тремя формами:

1) дополнительное инвестирование в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производствен­ные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов, она может максимально увеличить объем оказания услуг. Однако в этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять до­полнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;

2) устойчивые связи с другими участниками рынка. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определенное вре­мя для установления таких связей;

3) дифференциация услуг. Суть стратегии актив­ной фирмы состоит в возможном разнообразии предлагае­мых услуг, т.к. расходы, связанные с увеличением торговых марок, исследованиями рынка возрастают мед­леннее, чем получаемая в результате этих действий при­быль. Для фирмы, пытающейся войти на новый рынок, эти затраты всегда будут выше, чем у фирмы, уже дей­ствующей на рынке.

Понятие «рыночной» или «монопольной власти» базируется на сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Наиболее типичным индикатором для сравнения указанных рынков является взаимосвязь «предельные издержки — цена». Чем больше цена фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок. Основным свидетельством рыночной власти фирмы является полученная прибыль, а точнее величина доходности капитала.

Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями монопольной власти.

К числу таких показателей относят:

- коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

- коэффициент Папандреу.

Все эти показатели основаны на оценке либо экономи­ческой прибыли, либо разницы между ценой и предельны­ми издержками.

Коэффициент Бейна, или «норма экономической при­были», показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу инвестированного капитала:

Кв = (Пб-Пн) / Кс,

где Пб — бухгалтерская прибыль;

Пн — нормальная прибыль;

Кс — собственный капитал фирмы.

В условиях совершенной конкуренции на рынке услуг и эффективного финансового рынка норма прибыли будет одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более пред­почтительным, а рынок не конкурентным.

Нормальная прибыль представляет разницу между бух­галтерской и экономической прибылью. Для акционерных обществ нормальная прибыль равна максимальному дохо­ду, который бы получили акционеры, инвестировав свои средства в другие проекты с тем же уровнем риска. Для определения уровня риска принято сравнивать возможные проекты инвестирования с вложением денег в государствен­ные ценные бумаги, имеющие нулевой уровень риска.

Индекс (коэффициент) Лернера является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базирует­ся на использовании данных о предельных издержках фир­мы и эластичности спроса.

Из курса микроэкономики известно, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки свя­заны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, А. Лернер предло­жил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

L = (P-МС) / P = - 1/Еd,

где Р — цена;

МС — предельные издержки;

Ed — ценовая эластичность спроса.

Если эластичность спроса не зависит от цены, то ин­декс Лернера постоянен. Интервал значений индекса от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, значение ин­декса, равное нулю, характеризует рынок совершенной кон­куренции, а равное единицы — монополии.

Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с вос­становительной стоимостью активов, равной сумме расхо­дов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

TI = Cp / Cb,

где Ср — рыночная стоимость активов фирмы;

Сb — восстановительная стоимость активов фирмы.

Преимущество этого индекса в том, что он более прост в расчете, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек.

Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости. В этом случае фирма либо получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Как показали исследования, фир­мы с высоким значением коэффициента обладают моно­польной рентой, т.е. или оказывают уникальные услуги, или используют уникальное оборудование. Небольшое зна­чение q позволяет сделать вывод о том, что фирма дей­ствует на конкурентном или регулируемом рынке.

Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффи­циент проникновения), предложенный автором в 1949 году, показывает в процентном отношении изменение объе­ма продаж данной фирмы при изменении цены конкурен­та на аналогичные услуги на 1%:

PI = λj* dQdi / dPj * Pj / Qdi,

где Qdi - объем спроса на услуги фирмы, обладающей мо­нопольной властью;

Pj - цена конкурента;

Λj— коэффициент ограниченности мощности конкурен­тов, который определяется как отношение потенциально­го увеличения объема оказания услуг к росту объема спроса на услуги, вызванного понижением цены (О <λj < 1).

Коэффициент монопольной власти Папандреу характе­ризует наличие услуг-заменителей на рынке и ограни­чения по мощности конкурентов и основывается на кон­цепции перекрестной эластичности остаточного спроса на услуги фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменения цены других конку­рентов весьма низкое. В то же время показатель перекрест­ной эластичности остаточного спроса не является показа­телем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монополь­ную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости услуг. Чем выше число фирм, дей­ствующих на рынке, тем ниже их взаимозависимость и ниже показатель перекрестной эластичности. На рынке совершенной конкуренции и на рынке монополии пере­крестная эластичность спроса стремится к нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: