Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» -несколько, «poleo» - продаю, торгую).
Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какой-либо услуге доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер предприятия обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные предприятия в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность предприятий, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозаменяемость.
Отрасль является олигополистической тогда, когда относительно малое число предприятий господствует на рынках товаров или услуг.
Однако конкретно определить число предприятий весьма трудно, поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства (продаж) приходится на небольшое число предприятий-лидеров, рынок в этом случае приближается к монополии. Некоторые экономисты определяют число предприятий от трех до пяти (Г.С. Вечканов), от двух до десяти (Д.Н. Хайман). Экономисты определяют «жесткую» олигополию (2—3 фирмы) и «расплывчатую» —6—7 предприятий.
|
|
Первые попытки создать олигополистическую модель дуополии относятся к 1838 г., когда французский экономист А. Курно описал структуру «дуополии» — отрасли, в которой действуют только два производителя (продавца).
В 30-х годах XX века сразу несколько экономистов выступили с теорией ценообразования в олигополистической структуре, основанной на так называемом «перегибе кривой спроса».
Дуополия— это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированных услуг, не имеющих близких заменителей.
Модели дуополии позволяют проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца относительно ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск.
Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает: что его конкурент будет удерживать свой выпуск неизменным, на текущем уровне, что продавцы не узнают о своих ошибках.
Модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии: во-первых, каждая фирма нацелена на максимизацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой выпуск на существующем уровне. В этих условиях достижение равновесия на рынке будет выглядеть следующим образом. Предположим, что в регионе есть только два продавца («А» и «В») идентичных услуг. Вход на рынок этих услуг невозможен для других продавцов. Допустим, что оба продавца могут оказывать эти услуги при одинаковых затратах. Допустим, что фирма «А» начинает функционировать первой, обладает всем рынком и предполагает, что на рынке не будет соперников. В этом случае фирма «А» ведет себя как монополия, а потому и ее объем является монопольным, и цена устанавливается монопольной. Сразу же после того как фирма «А» начинает свою деятельность, появляется фирма «В». Появление новых фирм не предвидится. Фирма «В» предполагает, что фирма «А» не будет изменять достигнутый объем оказания услуг. Фирма «В» увеличит рыночное предложение, что вызовет уменьшение цены на данную услугу. Фирма «В» каждый период будет увеличивать масштабы своей деятельности, а фирма «А» каждый месяц - снижать свой объем реализации услуг. Конечный равновесный объем деятельности каждой фирмы достигает 1/3 конкурентного объема реализации услуг. Общий рыночный объем услуг при этом равен 2/3 равновесной конкурентной величины реализации при данном спросе на услуги. Следовательно, процесс достижения равновесия на рынке выглядит следующим образом: одно из предприятий выбирает объем оказания услуг, максимизирующий его собственную прибыль, затем второе предприятие, предполагая, что уровень оказания услуг остается неизменным, определяет собственный максимизирующий прибыль, объем продаж. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «действия и ответа» до момента, когда фирмы достигнут состояния равновесия. Это равновесие Курно для дуополии.
|
|
Равновесие существовало бы, если бы каждая фирма предполагала, что другая никогда не отрегулирует свой выпуск, т.е. управляющие фирм все время не учитывают своих ошибок. Это, конечно, большое упрощение. Если учесть обучение на ошибках, то весьма сложно будет определить условие равновесия.
Равновесие Курно- это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при данных действиях своих конкурентов.
Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии — модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.
Модель дуополистического рынка Штакельберга представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм, т.е. предполагается, что одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»), а другая фирма примет на себя пассивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «последователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою прибыль, но при заданном объеме производства «лидера». Это предположение позволяет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное взаимодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации со стороны «лидера» на рынке. Особое значение в представленной модели имеет первый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены), предоставляя значительное преимущество «лидеру».
Одно из основных преимуществ модели Курно — Штакельберга состоит в том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкурировать на рынке по ценам. Именно эти соображения житейской практики вызывают сомнения в результатах модели определения равновесного объема выпуска. С такой критикой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил французский математик и экономист Жозеф Бертран.
|
|
Он предложил альтернативную модель дуополии, основывающуюся на следующих предположениях. Во-первых, если две фирмы оказывают однородные услуги, то потребители будут покупать их у той фирмы, которая запросит более низкую цену. Во-вторых, фирмы в модели Бертрана определяют цены, а объем оказания услуг определяется рынком.
Согласно модели Бертрана, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую прибыль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена услуг снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т.е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.
Несмотря на то, что теории равновесия Курно и Бертрана являются объектами одной и той же концепции, они приводят к разным результатам. В точке равновесия Курно цена и объем выпуска устанавливаются между монопольным и общественно-оптимальным уровнем, тогда как равновесие Бертрана выражается в общественно-оптимальных цене и объеме выпуска. Именно поэтому результат модели Бертрана не может удовлетворить фирму-производителя на дуополистическом рынке.
Данную проблему призвана разрешить модель дуополии, предложенная английским экономистом Фрэнсисом Эджуортом. Его решение проблемы взаимодействия предприятий гласит, что «мы будем иметь здесь не поддающееся определению пространство, в пределах которого величина стоимости будет колебаться, или, вернее, будет беспорядочно вибрировать в течение неопределенно долгого периода времени».
|
|
Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена услуг не опускается до уровня их предельных издержек. С другой стороны, данная модель не обладает ожидаемым состоянием равновесия, т.е. здесь не существует пары равновесных объемов выпуска и равновесной цены.
Все это происходит из-за основного предположения модель Эджуорта о том, что фирмы дуополистического рынка ограничены по мощности, т.е. ни одна из фирм не обладает достаточной мощностью для производства такого количества услуг, которое соответствует объему спроса на рынке при уровне цены, равной предельным издержкам производства. Именно это предположение обеспечивает ситуацию, при которой устанавливаемые фирмами цены не падают неизбежно до уровня предельных издержек.
Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоянной на одном и том же уровне. Если цена достигает размера предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет последовательно проходить через периоды падения цен («ценовые войны») и периоды роста цен.