Тема 6. Модели олигополистического поведения предприятий

Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» -несколько, «poleo» - продаю, торгую).

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какой-либо услуге доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер предприятия обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные предприятия в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность предприятий, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозаменяемость.

Отрасль является олигополистической тогда, когда относительно малое число предприятий господствует на рынках товаров или услуг.

Однако конкретно определить число предприятий весьма трудно, поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства (продаж) приходится на небольшое число предприятий-лидеров, рынок в этом случае приближается к монополии. Некоторые экономисты определяют число предприятий от трех до пяти (Г.С. Вечканов), от двух до десяти (Д.Н. Хайман). Экономисты определяют «жесткую» олигополию (2—3 фир­мы) и «расплывчатую» —6—7 предприятий.

Первые попытки создать олигополистическую модель дуополии относятся к 1838 г., когда французский эконо­мист А. Курно описал структуру «дуополии» — отрасли, в которой действуют только два производителя (продавца).

В 30-х годах XX века сразу несколько экономистов вы­ступили с теорией ценообразования в олигополистической структуре, основанной на так называемом «перегибе кри­вой спроса».

Дуополия— это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных про­давцов, являются единственными производителями стан­дартизированных услуг, не имеющих близких замените­лей.

Модели дуополии позволяют проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца относительно ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск.

Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает: что его конкурент будет удержи­вать свой выпуск неизменным, на текущем уровне, что продавцы не узнают о своих ошибках.

Модель Курно базируется на двух основных предполо­жениях о поведении фирмы в условиях дуополии: во-пер­вых, каждая фирма нацелена на максимизацию получае­мой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполага­ет, что при изменении собственного объема выпуска дру­гая фирма сохранит свой выпуск на существующем уров­не. В этих условиях достижение равновесия на рынке бу­дет выглядеть следующим образом. Предположим, что в регионе есть только два продавца («А» и «В») идентичных услуг. Вход на рынок этих услуг невозможен для других продавцов. Допустим, что оба продавца могут оказывать эти услуги при одинаковых затратах. Допустим, что фирма «А» начинает функционировать первой, обладает всем рынком и предполагает, что на рынке не будет соперников. В этом случае фирма «А» ведет себя как монопо­лия, а потому и ее объем является монопольным, и цена устанавливается монопольной. Сразу же после того как фирма «А» начинает свою деятельность, появляется фирма «В». Появление новых фирм не предвидится. Фирма «В» пред­полагает, что фирма «А» не будет изменять достигнутый объем оказания услуг. Фирма «В» увеличит рыночное предложение, что вызовет уменьшение цены на данную услугу. Фирма «В» каждый период будет увеличи­вать масштабы своей деятельности, а фирма «А» каждый месяц - снижать свой объем реализации услуг. Конечный равновесный объем деятельности каждой фирмы до­стигает 1/3 конкурентного объема реализации услуг. Общий рыночный объем услуг при этом равен 2/3 равновесной конкурентной величины реализации при данном спросе на услуги. Следовательно, процесс достиже­ния равновесия на рынке выглядит следующим образом: одно из предприятий выбирает объем оказания услуг, максимизирующий его собственную прибыль, затем второе предприятие, предполагая, что уровень оказания услуг остается неизменным, определяет собственный макси­мизирующий прибыль, объем продаж. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «дей­ствия и ответа» до момента, когда фирмы достигнут состоя­ния равновесия. Это равновесие Курно для дуополии.

Равновесие существовало бы, если бы каждая фирма предполагала, что другая никогда не отрегулирует свой выпуск, т.е. управляющие фирм все время не учитывают своих ошибок. Это, конечно, большое упрощение. Если учесть обучение на ошибках, то весьма сложно будет оп­ределить условие равновесия.

Равновесие Курно- это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наи­большие возможные прибыли при данных действиях сво­их конкурентов.

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуопо­лии — модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

Модель дуополистического рынка Штакельберга пред­ставляет собой развитие модели Курно введением асим­метричного поведения фирм, т.е. предполагается, что одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»), а другая фирма примет на себя пас­сивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «пос­ледователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою прибыль, но при за­данном объеме производства «лидера». Это предположе­ние позволяет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое ры­ночное взаимодействие носит характер неценовой (коли­чественной) дискриминации со стороны «лидера» на рын­ке. Особое значение в представленной модели имеет пер­вый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены), предоставляя значительное преимущество «лидеру».

Одно из основных преимуществ модели Курно — Шта­кельберга состоит в том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в ре­альности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стара­ются конкурировать на рынке по ценам. Именно эти сооб­ражения житейской практики вызывают сомнения в ре­зультатах модели определения равновесного объема вы­пуска. С такой критикой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил французский математик и экономист Жозеф Бер­тран.

Он предложил альтернативную модель дуополии, осно­вывающуюся на следующих предположениях. Во-первых, если две фирмы оказывают однородные услуги, то потре­бители будут покупать их у той фирмы, которая запросит более низкую цену. Во-вторых, фирмы в модели Бертрана определяют цены, а объем оказания услуг определяется рынком.

Согласно модели Бертрана, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую прибыль цену, предполагая, что цена продукции конкурента оста­нется неизменной. Именно это предположение движет ры­нок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена услуг снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям соот­ветствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т.е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

Несмотря на то, что теории равновесия Курно и Берт­рана являются объектами одной и той же концепции, они приводят к разным результатам. В точке равновесия Кур­но цена и объем выпуска устанавливаются между моно­польным и общественно-оптимальным уровнем, тогда как равновесие Бертрана выражается в общественно-оптималь­ных цене и объеме выпуска. Именно поэтому результат модели Бертрана не может удовлетворить фирму-произво­дителя на дуополистическом рынке.

Данную проблему призвана разрешить модель дуопо­лии, предложенная английским экономистом Фрэнсисом Эджуортом. Его решение проблемы взаимодействия пред­приятий гласит, что «мы будем иметь здесь не поддающе­еся определению пространство, в пределах которого вели­чина стоимости будет колебаться, или, вернее, будет бес­порядочно вибрировать в течение неопределенно долго­го периода времени».

Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена услуг не опускается до уровня их предельных издержек. С дру­гой стороны, данная модель не обладает ожидаемым со­стоянием равновесия, т.е. здесь не существует пары рав­новесных объемов выпуска и равновесной цены.

Все это происходит из-за основного предположения модель Эджуорта о том, что фирмы дуополистического рынка ограничены по мощности, т.е. ни одна из фирм не обладает достаточной мощностью для производства такого количества услуг, которое соответствует объему спроса на рынке при уровне цены, равной предельным издержкам производства. Именно это предположение обес­печивает ситуацию, при которой устанавливаемые фир­мами цены не падают неизбежно до уровня предельных издержек.

Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоян­ной на одном и том же уровне. Если цена достигает разме­ра предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет пос­ледовательно проходить через периоды падения цен («це­новые войны») и периоды роста цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: